С такой законодательной инициативой 21 мая выступили депутаты Государственной Думы Хинштейн и Боярский, а также сенатор Пушков.
Целью проекта заявлена нормативная регламентация процедуры оформления официального присутствия зарубежных компаний, затрагивающих интересы российских граждан. В общем, в заботе о нас депутаты предлагают установить равные условия деятельности для российских и иностранных лиц.
В настоящее время существенную долю рынка информационных технологий занимают зарубежные корпорации:
поисковик Google предпочитают около 56% российских пользователей, Facebook владеет около 16% аудитории, Twitter -14%, а YouTube является третьим по популярности сайтом в России, его ежемесячная аудитория составляет более 44 миллионов человек.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит прямой обязанности для Интернет-компаний, оказывающих информационные услуги российским гражданам, учредить на территории России юридическое лицо, уполномоченное действовать от имени такой компании, что позволяет им формально оставаться вне российской юрисдикции.
Хм…не платить налоги то есть.
Далее в пояснительной записке уточняется, что Facebook и Twitter, несмотря на упомянутый ранее объём российских пользователей, не имеют на нашей территории официальных представительств. А действующие в России ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний.
И все эти иностранные монстры, по словам законодателей, де факто используются россиянами, им предоставляются услуги, демонстрируется рекламный контент, обрабатываются их персональные данные.
А требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объёме.
Законопроектом предлагается создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет компаниями на территории России, обеспечив для этого необходимую нормативную правовую базу.
Владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория у которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, для работы в нашей стране должны будут создать филиалы или представительства, или учредить российские юридические лица, которые должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России.
Такие обязанности также будут распространяться на:
А) провайдеров хостинга,
Б) операторов рекламных систем,
В) организаторов распространения информации в Интернете.
Закон предлагает дополнительные меры понуждения иностранных интернет-компаний к выполнению российского законодательства:
- информирование пользователей информационного ресурса о нарушении законодательства Российской Федерации;
- запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе;
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе;
- запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Разработчики законопроекта считают, что он упорядочит работу массовых иностранных интернет-сервисов в России, обеспечит защиту российских пользователей от возможного деструктивного воздействия.