Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Шеховцов, Вице-президент НИСИПП. Модернизация службы занятости.

В интервью нашему сайту Генеральный директор НИСИПП Евгений Литвак назвал одним из серьёзных направлений работы НИСИПП сегодня проекты, связанные с рынком труда. Сегодня об этом аспекте работы мы беседуем с вице-президентом института Алексеем Шеховцовым.

- Алексей! Что делает институт по рынку труда? Когда-то такой темы среди наших проектов не было вообще. Когда НИСИПП начал ею заниматься?

- Вообще-то, плотно мы занялись этой тематикой в 2019-м году. По крайней мере, я могу точно назвать эту дату, хотя какие-то проекты были и до этого. Но речь здесь идёт не столько о рынке труда, сколько о реформировании службы занятости населения. Это такая организационно-методическая работа.

В 2019 году министерством труда и Рострудом было объявлено о большом проекте модернизации службы занятости населения, заключающейся в полном её переформатировании.

- Что послужило причиной столь серьёзных перемен?

- У нас в стране есть огромная инфраструктура службы занятости населения, используемая на данный момент достаточно неэффективно (особенно же это было видно в 2019-м году, когда всё начиналось). Вся эта инфраструктура в основном занимается выдачей пособий по безработице. При этом не только мировой опыт, но даже опыт отдельных наших регионов (у нас есть передовые регионы, пытавшиеся что-то сделать), показывает, что служба занятости населения может являться прекрасным кадровым агентством. И это государственное кадровое агентство может эффективно работать на потребности рынка труда.

Оно должно быть клиентоориентированным, удобным для граждан. Здесь люди должны получать услуги, связанные с обучением, с переобучением. Также граждане должны получать здесь информацию о рынке труда: потребности в каких профессиях существуют, на кого нужно переобучаться и так далее.

Первые 16 пилотных регионов начали реформирование службы занятости населения в 2019-м году. А в прошлом году общемировая ситуация заставила посмотреть на этот проект по-новому: проблема безработицы встала в этот момент очень серьёзно. Это позволило получить новый срез информации, показывающей, как необходимо двигаться дальше в данном направлении.

В этом году в проект вовлечена уже большая часть субъектов Российской Федерации - 61 регион. И, конечно, с регионами проводится большая работа: методическое обеспечение, организационное обеспечение. Мы очень много общаемся с регионами.

Заказчиками проекта выступают Минтруда и Роструд, а работаем мы под эгидой ВНИИ Труда.

- Можно сразу такой вопрос: Роструд и Минтруда фактически выходят на рынок рекрутинга. Они хотят забить там все частные агентства?

 - Нет. Проект предполагает как раз сотрудничество с частными агентствами, которые, к слову, довольно охотно на это идут. Просто есть ряд ниш, где государство вполне может оказывать эффективную поддержку гражданам, даже не конкурируя с частными агентствами. Речь не идёт о том, чтобы закрыть тот же «HeadHunter» и быть вместо него. Речь идёт именно о сотрудничестве, о взаимных проектах, тем более, что есть достаточно различных вещей, которыми частные кадровые агентства либо не занимаются вообще, либо занимаются недостаточно. А государственная служба занятости может предоставлять именно эти услуги и хорошо развиваться.

В конечном счёте никто не говорит, что государство сейчас возьмёт на себя те функции, которых у него нет. Всё делается в рамках закона «О занятости», в который, скорее всего ещё до окончания весенней сессии, будут приняты изменения. Соответственно, те полномочия службы занятости населения, которые прописаны в законе «О занятости» необходимо исполнять намного эффективнее. Речь идёт об этом. Главным показателем должно быть исполнение потребностей работодателей и граждан. Работодателей – в подборе кадров на имеющиеся вакансии, граждан – в поиске рабочих мест для каждого из них.

- Хорошо. Но интересы работодателей и граждан у нас зачастую не совпадают. А что, если они будут резко не совпадать?

Самый простой пример. У меня есть институтский друг, тридцать с лишним лет назад уехавший в США. И он рассказывает, что одно время у него была прекрасная работа в крупной компании. Но компания решила перенести офис, в котором он работал, в другой город, и ему было предложено в этот город переехать и продолжать работать на той же должности. Переезд, как говорят у нас, это два пожара. У моего друга не хватило моральных сил на такой поступок. На него посмотрели с изумлением: в США человек, работающий на хорошей должности, как правило, готов к таким переездам. Но он остался на месте, нашёл другую работу, потом пожалел об этом и жалеет до сих пор, что не был в то время, как нормальный американец, лёгким на подъём.

Я неоднократно читал в наших СМИ, что такое отношение к возможности отъезда со своей малой родины, чтобы работать в другом городе и другом регионе (малая мобильность) – одна из проблем нашего рынка труда. Люди готовы поехать из деревни или небольшого посёлка в областной центр, из провинции - в Москву, Питер, другие города-миллионники, но никак иначе.

И возникает противоречие между работодателями, которым нужно, чтобы рабочая сила следовала за их производством, и гражданами, которым хочется, чтобы работа приходила к ним.

-  Такая проблема существует, но менталитет понемногу меняется: сегодняшнее молодое поколение намного более гибкое и, я бы сказал, адаптированное к нуждам рынка труда. Но, если кто-то не хочет переезжать вслед за рабочим местом,  служба занятости населения должна найти работодателю готовых работать у него людей именно в том регионе, куда он переезжает. И я могу сказать, что среди услуг, оказываемых этой службой есть как раз помощь с переездом. Если же говорить о проблеме, которая была обозначена, то есть набор сервисов, позволяющих переехать и адаптироваться на новом месте.

Хотя на данный момент нестыковка интересов ищущего работу гражданина и работодателей является проблемой. И одной из целей этого проекта, чтобы через службу занятости населения эти интересы состыковать. И во главу угла здесь должно быть поставлено обеспечение экономики эффективными кадрами. Не выплата пособий безработным, а поиск для человека эффективного места работы в соответствии с его профессиональными навыками, его запросами и интересами. Соответственно речь идёт и об обеспечении работодателя такими эффективными кадрами.

- Или, как я понимаю, о переподготовке и переобучении людей под имеющиеся запросы работодателей.

- Разумеется. Сейчас крупные компании в этом заинтересованы. Они открывают свои учебные центры, где всегда можно пройти дополнительное обучение и получить соответствующую работу.

- Это, конечно, хорошо. Но чем занимается в этом проекте НИСИПП? Каковы его задачи?

- Если сказать кратко, то всё.

- Просто всё?

- У нас широкий фронт работ. Вот я сейчас в Федеральном центре компетенций в сфере занятости ВНИИ Труда возглавляю региональный блок. Я занимаюсь вопросами организационно-методического сопровождения мероприятий по реформированию в регионах. Это 61 регион, участвующий в реформе.

- И наших экспертов ценят и с удовольствием впрягают в такую работу.

- Да.

Беседовал Владимир Володин.


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости