Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Владимир Яцкий, директор по развитию НИСИПП. Города под землёй и другие проекты. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Владимиром Яцким о проектах НИСИПП, связанных с вопросами градостроительства, рынка недвижимости и связанной с ними законодательной базы.

 

- Владимир Александрович, Вы сказали, что рациональное использование подземного пространства – перспективное новое направление, особенно когда город перегружен наземными постройками, различными наземными сооружениями инфраструктуры и что это – тоже мировой тренд. А как конкретно оно может использоваться?

- Использование подземных пространств в мире различно – от торговых центров, гостиниц, транспортно-дорожной инфраструктуры, в том числе и пешеходной – перемещение между торговыми центрами, поземные паркинги и так далее. Здесь же технологические структуры: устанавливаются электрические подстанции, стоят серверы – хранилища баз данных опускаются под землю.

Задача – в перенаселённых городах повысить использование подземных территорий, улучшив тем самым комфортность окружающей городской среды – зелёные парки, прогулочные зоны и прочее.

- Владимир Александрович, Вы говорите о вещах, которые могут быть не всем понятны. Вот подземная транспортная среда. В обычном понимании всё очень просто: есть метро, и есть тоннели, порой очень длинные, как Лефортовский тоннель в Москве. Но Вы, как я понимаю, имеете в виду не только это. Что ещё возможно в качестве подземной транспортной среды?

- Транспортные многоуровневые развязки, транспортные узлы, в том числе вокзалы, переходные пункты, пешеходные территории, по которым люди могут перемещаться между различными транспортными потоками. Это – не просто тоннель путепровода,

Это – именно многоуровневая развязка: автомобильный транспорт, метро и так далее, располагающиеся каждый на своём уровне. И подводящая к ним инфраструктура: перемещения, подвоз людей, пешеходные переходы и так далее, и так далее – всё, что связано с ними. Речь идёт о целой системе коммуникаций, которая имеет именно многоуровневое строение, в том числе в непересекающихся плоскостях. Мировой опыт показывает что такое освоение подземных территорий инфраструктурными проектами возможно до глубины пятьдесят метров.

- Интересные вещи Вы говорите. Можно ли было лет тридцать назад представить такое развитие городской инфраструктуры… Но ведь это – очень дорогая вещь, как я понимаю.

- Да, это вещь не дешёвая, поскольку здесь всё связано с безопасностью и геологическими особенностями территории. Освоение подземного пространства возможно далеко не везде. Но в целом это мировой тренд (особенно это касается азиатских стран, таких, например, как Япония, Сингапур, где территории минимальны и очень сильно загружены) – города уходят под землю. Есть и европейский опыт, например, Хельсинки, есть Канада.

- Громадный подземный вокзал, объединяющий метро и железную дорогу, находится в самом центре Барселоны под площадью Каталонии.

- Да, территории освоения подземного пространства в крупных городах сейчас огромны. И задача – не просто это пространство освоить и спрятать всё под землю, а постараться освободить и сделать комфортной городскую среду. То есть оставить город для воздуха, парков и всего прочего озеленения, для проживания людей, а всю остальную инфраструктуру убирать по максимуму под землю и пользоваться этим пространством.

- Владимир Александрович, а что Вы имели в виду, упомянув подземные гостиницы? Это – совсем что-то новое.

- Никакое жильё под землёй строиться не будет, поскольку постоянное пребывание там людей невозможно, и жилые помещения гостиниц тоже будут на земле. А вот временное пребывание вполне возможно, поэтому торговые центры, парковки, возможно, даже спортзалы (на определённых уровнях) вполне могут оказаться на подземных этажах. В итоге жилые помещения гостиниц так и останутся на наземном уровне, а всё, что связано с инфраструктурой, опустится под землю. И, разумеется, под землёй окажется всё, что связано с обслуживанием самой гостиницы.

- А какие проекты по этой тематике сейчас выполняет институт?

- Мы закончили проект по законодательному регулированию освоения подземного пространства для Москвы. Обсудили его на рабочей группе и вынесли на федеральный уровень, так что готовность этого проекта самая высокая.

Также в перспективе прорабатываются проекты, связанные с цифровизацией территориального планирования, с созданием информационной модели территории. У нас сейчас осуществляется только наработка этого проекта. Но, тем не менее, в перспективе, необходимо учитывать принимающуюся сейчас в Российской Федерации госпрограмму по созданию в стране системы пространственных данных (сейчас она в проекте). Эта система будет связана со сбором всех данных о самых различных видах недвижимости, различных пространственных данных в различных ресурсах: и в системе территориального планирования, и в системе управления базами данных, градостроительной деятельности на региональных уровнях, системе Росреестра по земле и недвижимости. То есть речь идёт о максимальной цифровизации и сборе всех данных в единую систему, а также о создании цифровых моделей, или, как сейчас принято говорить, цифровых двойников объектов. Создание таких «двойников» территорий будет позволять максимально точно знать состояние территории. Причём не просто знать о той же Москве всё и обо всём, что в ней находится, но и максимально быстро и качественно предоставлять информацию.

- Кому, например?

- Тем же застройщикам и инвесторам о возможности строительства на той или иной территории, на том или ином участке. Это, разумеется максимально сокращает этапы поиска свободного земельного участка, проектирования, подготовки к строительству, самого строительства и так далее. И всё это в совокупности должно стимулировать выполнение поставленных государством задач по жилищному строительству, строительству автодорог и ряду других направлений.

Так что мы говорим не просто о цифровизации: цифровизации данных, цифровизации территорий, создании цифровых моделей как таковых. Мы говорим именно в совокупности, в связке с выполнением конкретных национальных задач. О том, что позволит выполнить эти задачи быстро, качественно и масштабно на территории всей Российской Федерации. Позволит выполнять это в минимальные сроки и, соответственно, с сокращёнными бюджетами.

- Вопрос, касающийся первого названного Вами проекта. Как я понимаю, подземное строительство уже в самом начале потребовало определённой законодательной базы.

- Да. Ключевая проблема заключается в том, что на данный момент регулирование у нас осуществляется законодательством о недрах, которое регулирует в целом использование подземного пространства, в том числе – в городах. Соответственно, в целом оно у нас заточено на добычу полезных ископаемых. С добычей полезных ископаемых всё урегулировано и понятно, но зато становится барьером для подземного градостроительства, гражданского освоения подземного пространства. И задачей нашего проекта было убрать те препоны, которые ставились законом о недрах, как законом о полезных ископаемых. При этом надо было сохранить положения,

обеспечивающие безопасность подземного пространства, но в то же время предоставить комфортные условия инвесторам для развития подземного строительства, а городу – для использования такого пространства. В том числе должны быть разработаны стратегии, либо программы его освоения.

- Как я понимаю, у разработчиков всех этих законов и стратегий впереди – непаханое поле работы в этой области.

- Да. Я думаю, что и в среднесрочной, и даже в долгосрочной перспективе проекты в данной области будут оставаться актуальными. Конечно, много уже сделано в части цифровизации, сфере строительства, в проектировании, в регистрации прав. Но в связи с постановкой масштабных задач по жилищному строительству, освоению территорий и региональному развитию в целом, работа будет выходить на новый, более общий уровень, чтобы дать эффект в целом по стране. И потенциал здесь огромный.

 

Беседовал Владимир Володин.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости