Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Кажется, я знаю, почему у чиновников такая большая зарплата.

Вчера в Госдуму поступил проект федерального закона о бюджете на 2022-2024 годы.
Там 7 тысяч листов и более 320 документов. Я пока нашла то, что интересует нас с вами, два раза чуть не бросила эту затею, три раза воды попила и собеседование успела провести.

Это же как надо любить свою профессию, чтобы столько написать, столько табличек сделать. Мне кажется, что над этим всем должны были трудиться десятки людей с 8 утра до 8 вечера на протяжении года, не меньше. А мы всё жалуемся, что они ничего не делают.

Вот, гляньте, что получилось:

Сначала об итогах того, что навертели в 2020 году.

Быстрое восстановление экономики после коронавирусных ограничений было достигнуто за счет «сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры», систематического проведения бюджетной политики на основе «бюджетных правил» наряду с инфляционным таргетированием и свободным курсообразованием.

Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в
1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики, дополнительных расходов на финансирование антикризисных программ.

Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП. Ура!

В 2020 году был реализован беспрецедентный антикризисный пакет в стоимостном эквиваленте более 4,5% ВВП (вкл. налоговые меры в виде каникул, отсрочек, субсидий и др.).

А вот 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. И вообще Минaин оценил антикризисные программы как действенные и своевременные. Оба последних слова подчеркнуты.

Теперь про наше светлое будущее:

Основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2022-2024 годы.

1. Снижение влияния ковида на экономическую активность за счет массовой вакцинации.
2. Рост мирового ВВП 6 и 4.6% в 2021-2022 годах.
3. Сохранение ограничительных мер , принятых в отношении России.
4. Добыча нефти: в 2022 году 559,9 млн тонн. В 2023-2024 - около 560 млн. тонн.
5. Курс доллара 72-74 руб. за доллар.
6. Тем роста ВВП 4.2% по итогам 2021 года.
7. В 2022 году темп роста ВВП 3.0%, в 2023-2024 годах – аналогично.
8. Реальные зарплаты будут расти на 3.1-2.4% в год, реально располагаемые доходы – аналогично.
9. Рост инвестиций на уровне 4.5% и потом опережающими темпами 4.8, 5.1 и 5.3%.
10. Инфляция 4%.

А теперь – самое интересное: про налоги.

Приоритеты: стабильные налоговые условия.

Акценты:
1) повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы ,
2) улучшение качества администрирования,
3) облегчение административной нагрузки для налогоплательщиков,
4) повышение собираемости налогов.

Обелять экономику и создавать справедливые условия для конкуренции будут за счет роста собираемости налогов и этому будут способствовать:

А) прослеживаемость товаров;
Б) таможенный мониторинг,
В) новый налоговый режим УСН.онлайн для микробизнеса до 5 сотрудников (аналог НПД),
Г) единый налоговый платеж – одна платежка с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;
Д) повышение качества администрирования акцизов на табак,
Е) привязка ставок НДПИ к уровню мировых цен,
Ж) справедливое распределение природной ренты через бюджет между недропользователями и гражданами.

Помните про национальные цели? По ним тоже есть план:

перейдем к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, стимулируем получение инвестиционного налогового вычета; будем развивать льготные режимы налогообложения в специальных административных районах, будем стимулировать развитие бизнеса на Курилах, создадим ИИС нового типа, деньги ФНБ будем направлять на инфраструктурные проекты, выдадим гарантии, реализуем проекты транспортной инфраструктуры, повысим эффективность институтов развития, поддержим технопарки, индустриальные парки и ОЭЗ .

В части поддержки МСП будем делать следующее:
• льготное кредитование;
• обеспечение бездекларационной уплаты налога и страховых взносов организациями и ИП, применяющими УСН с не более 5 работниками и доходом до 60 млн рублей;
• развитие краудинвестинга и факторинга;
• создание промышленных, техно и агропарков;
• цифровые инструменты;
• больше стартапов, всяких и разных, с сопровождением их на всех этапах роста;
• трехлетние льготные займы до 1 млн рублей (до 1.5 ключевой ставки).

Продолжим стимулировать экспорт несырьевых товаров через:
• линейку финансовых инструментов;
• экосистема поддержки экспортеров на базе цифровой платформы «Российский экспортный центр»;
• возмещение части логистических затрат, связанных с транспортировкой продукции на зарубежные рынки;
• корпоративные программы повышения конкурентоспособности.

По валютному контролю:
• введение понятия «сомнительная валютная операция»;
• контроль исключительно за сомнительными валютными операциями;
• наделение Федерального казначейства функциями агента по валютному контролю за операциями участников бюджетного процесса;
• допуск взаимозачетов требований и обязательств между резидентами и нерезидентами.
Бороться с бедностью и поддерживать доходы населения будем так:

Снижение уровня бедности и поддержка доходов населения. Здесь мы добьемся феерических результатов за счет :

гарантированного размера оплаты труда на уровне МРОТ и не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;
поддержания достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, проведения ежегодной индексации зарплаты в бюджетной сфере;
содействия в поиске работы, развитие гибких форм занятости;
индексация пенсии , пособий и льгот не ниже уровня инфляции, и мер социальной поддержки;
расширения применения критериев нуждаемости (бедности) и их уточнения, предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий;
«Социальное казначейство» - это одно окно для пособий и надбавок по факту возникновения жизненной ситуации.
Про госзакупки: обеспечат прослеживаемость, автоматизацию, упростят доступ и издержки, внедрят ЭДО, сократят способы определения поставщика и сроки процедур, можно будет предоставлять независимые гарантии , усилят требования к квалификации участников закупки и защитят от недобросовестных.

Про бюджет: вернутся к обычным параметрам бюджетного правила, когда направлять на расходы будут только базовые нефтегазовые доходы (исходя из цены 40 долл. за барр)., и ограничат дефицит на уровне 0.5% от ВВП.

Общий прогноз: рассчитываем в целом устойчивый рост доходов федерального бюджета на фоне выхода российской экономики на траекторию устойчивого роста.

В общем, ща как попрёт, ибо из ковидной депрессии вышли и вернулись в ж@пу конца 2019 года.
Кто-то печалится, кто-то радуется тому, что мы вышли на доограничительный уровень.

Но это еще не всё.
Я не одолею все 7 тысяч листов, но самое важное мне все же удалось найти, поэтому тем, кто добрался до второй части этого лонгрида , предстоит узнать о том, как изменился бюджет по сравнению с тем, какой бюджет был на этот год. Всё ведь познается в сравнении, не так ли?!?

Бюджет на следующий год предусматривает сокращение расходов по ключевым социальным и экономическим статьям.

Смертность, которую наша страна показывает по ковиду, не останавливает чиновников в стремлении срезать расходы на здравоохранение – на 117 млрд.руб. В 2021 году расходы на здоровье были 1.362, а в следующем уже 1.245.
С 6.2 трлн. до 5.8 снизят расходы на социальную политику (это 6%).
Военным пенсионерам добавят (видимо, хорошо голосуют, качественно) 427 млрд.
На экономику потратят меньше на 150 млрд.
Расходы на космическую программу с раскрашенными под гжель кораблями урежут на 40 млрд., атомной энергетике достанется на 31 млрд. меньше, радиоэлектронику срежут на треть, авиапромышленность урежут в 3 раза, программу «экономическое развитие и инновационную экономику» - в 6 раз.

А вот и вишенка на тортике: национальная безопасность и правоохранительная деятельность в бюджете на следующий год подрастет в расходах чуть меньше чем на 20% - туда потратят 3.5 трн.

А вот финансирование аппарата президента сократится на 1.2 миллиарда. Видимо, решили еще один бункер не строить. Хотя это не точно.

Расходы на Правительство увеличат: в этом году 8.55 млрд., а в следующем уже 8.59 млрд.

На Совет Федерации (там ведь члены заменены на сенаторов) потратят чуть больше – 6.6 млрд. против 6.58 в прошлом. Видимо, на вывески придется потратиться.

Госдума , неожиданно для нас, сократит расходы на себя – в этом году 13 млрд., а в следующем уже скромнее – 12.4 млрд.

Зато на больше чем 25% подрастут расходы на охрану окружающей среды. Там и зеленая экономика будет, о которой М.Решетников рассказывал с вдохновением на недавнем форуме.

На спорт и поддержку регионов будут сокращены расходы, а культуру будут поддерживать на прежнем уровне.

«Под нож» идут расходы на спорт (-6,5 млрд рублей) и трансферты на поддержку регионов (- 68 млрд рублей), в то время как финансирование культуры остается неизменным - 154,9 млрд рублей в год.

Напомню, что общая цифра расходов бюджета 23.7 трлн. рублей. Так вот из них 3.7 триллиона под грифом «секретно». Это каждый шестой рубль.
Одновременно с этим, расходы на охрану здоровья и образование составляют немногим более 1 трлн. руб. на каждое из этих направлений – 1.2 и 1.27 соответственно.
По общей сумме расходов секретные почти равны расходам на национальную экономику, которые составят чуть меньше 3.6 тлрн.руб.

Сборы налогов планируют увеличить на 1,382 трлн рублей (до 25,019 трлн). Хм… за счет самозанятых и НДПИ, видимо. Это у нас теперь два драйвера роста. А вот расходы в общей массе подрастут только на четверть триллиона.

Напомню, что М.Мишустин, представляя бюджет для обсуждения, сказал, что план доходов и расходов на следующий год нацелен на выполнение обязательств перед гражданами.
Хм… то есть увеличение расходов на росгвардию, полицию, армию и прочие силовые структуры это и есть выполнение обязательств перед гражданами.
Или, может, надо было ему уточнить перед какими гражданами он имел ввиду выполнение обязательств…

"В его основе одна простая идея - рост благополучия людей, ведь главное это забота о наших гражданах. Именно такие первоочередные задачи определены Президентом в указе о национальных целях развития страны", - резюмировал Мишустин тогда на заседании правительства 21 сентября.

Аминь.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости