В предыдущей главе было введено понятие/модель «роль», которая дает возможность обсуждать не самого человека, а его ролевое поведение. Ролевые поведения менеджеров, инженеров, логистов
Человека можно представить как совокупность множества ролей, которые он играет. Внимание к разным своим ролям помогает разбираться в сложных ситуациях. Согласно данной ролевой модели, мы можем осознанно подходить к любому сложному действию в работе или к жизни в целом. Различение человека и играемой роли означает, что человек входит в роль, выходит из одной роли и переходит в другую. Также человек может застревать в роли и вовремя не переключаться на другие роли. Например, думает о работе перед сном или просматривает ленту соцсети на семейном обеде. Вхождение и исполнение ролей требует отдельного мастерства. Для этого нужно «доставать» из своего «я» требуемую роль. Важно вовремя менять роли исходя из контекста и следить за качеством исполнения ролей. Кроме того, человек должен получать радость от исполнения ролей, чтобы устранять неудовлетворенности.
Ролевое мастерство как раз призвано управляться с многочисленными ролями и позволяет получать потоковые переживания от игры по роли.
Ролевое мастерство есть у каждого человека, ведь мы так или иначе перестраиваемся из роли в роль. С возрастом и опытом это мастерство повышается. Но большинство людей не выделяют ролевое мастерство как объект внимания для саморазвития и осознанно его не развивают. Попробуем разобраться что дает человеку ролевое мастерство и как его развивать.
Ролевое мастерство является необходимым условием для того, чтобы человек быстрее:
- вписывался в новые проекты и разбирался в сложных жизненных ситуациях;
- достигал состояния потока в новых ролях.
Что значит вписываться в различные проекты быстрее остальных?
Имея развитое ролевое мастерство, вы будете видеть в других людях роли, которые они играют проекте. При этом вам будет достаточно деятельного кругозора, чтобы идентифицировать ролевые поведения людей в проекте, понять какими практиками они пользуются. Но все же, когда вы приходите в новую команду, то именно ролевое мастерство помогает отделять людей от ролей, а соответственно коммуницировать не только уважительно[2], но и понимать профессиональные интересы проектных ролей, в которых находятся представители команды.
Достижение потока является важной целью ролевого мастерства. Как мы говорили в предыдущих главах, через исполнение роли удовлетворяются человеческие потребности (устраняются неудовлетворенности). Это происходит в самом процессе исполнения роли и/или за счет получаемого результата от исполнения роли. Например, плавая в бассейне можно быть в потоке и тем самым получать удовольствие. Можно также в результате систематического плавания получить развитое тело, но при этом не получать удовлетворения от плавания. Ролевое мастерство помогает быстрее доходить до состояния потока в новой деятельности, при этом тратя меньше усилий и времени.
Что входит в ролевое мастерство? Ролевое мастерство состоит из практик ролевого мастерства и деятельностного кругозора. Основными практиками ролевого мастерства являются: выявление ролей, выбор личных ролей, вход и выход их роли, самоконтроль (ролевая осознанность). Деятельностный кругозор, в первую очередь, касается знаний кругозорных трансдисциплин.
Как освоить ролевое мастерство? Во-первых, для постановки ролевого мастерства, как и для постановки методологического мастерства или прикладного мастерства, необходима собранность. Как мы знаем мастерство собранности ставится отдельно и им пользуется для дальнейшего обучения сложным мыслительным трансдисциплинам. Непосредственно ролевое мастерство ставится в соответствии моделью спектра формальности мышления. Сначала изучаются дисциплины практик ролевого мастерства и расширяется деятельностный кругозор, а затем за счет тренировок на реальных жизненных ситуациях эти знания переводятся в левый спектр мышления. Таким образом, ролевое мастерство доводится до уровня автоматизма. Примерно так происходит неосознанное развитие ролевого мастерства, за исключением того, что в своем жизненном опыте люди не уделяют внимания дисциплинам, а потому обучение ролевому мастерству происходит долго, и полученный навык сложно переносится в другую профессиональную область.
Более подробно о практиках ролевого мастерства и о том, как развивается ролевое мастерство поговорим в следующих разделах данной главы.
[1] Речь идет кругозорных книгах, в которых рассказывается как устроена какая-то деятельность, или о прикладных книгах, в которых рассказывается конкретная дисциплина. В книгах по деятельностному кругозору, в частности, говорится о том какие роли присутствуют в данной деятельности, а в книгах про прикладную дисциплину говориться о том как конкретные роли создают рабочий продукт.
[2] За это отвечает собранность в части культуры поведения, этичности и морали.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 «Ролевое мастерство».