В главе 2 мы говорили о том, что в широком смысле обучение можно рассматривать как загрузка человеком новых картин мира. Осознанное обучение отличает от неосознанного тем, что в первом случае человек осознанно встает в роль ученика, а во-втором случае он также потребляет информацию, но при этом не старается осознать новые картины мира и/или совместить их с уже существующими в голове картинами мира. Поэтому во втором случае закрепиться в мозгу могут только простые и интуитивно понятные человеку картины мира, исходя из его текущего уровня развития. Этим фактом пользуются манипуляторы, которые намеренно упрощают информацию и привлечь внимание человека в моменты, когда он расслаблен или не готов включать медленное мышление.
Человек так или иначе, хочет он этого или нет, но обучается всю жизнь. Но либо человек осознанно встает в роль ученика или же его ставит в эту роль внешний источник информации. Например, пропагандисты посредством телевизора обучают население «правильно» любить родину, а рекламщики обучают обывателя пользоваться товарами, чтобы улучшить его жизнь. Однако, для изучения сложных теорий и трансдисциплин, которые развивают интеллект, требуется сознание и внимание.
Невозможно учиться сложному знанию неосознанно или, например, в игровой форме. Детей учат простым навыкам с помощью игр, но сложные картины мира требуют полного внимания, его нельзя расходовать на игровой контекст. Внимание требуется, чтобы связать новое знание с существующими картинами мира, а следовательно, нужно «подгрузить» все подходящие знания и связать их логическим образом с новыми картинами мира. Кроме того, неосознанное обучение в игровой форме увеличивает время, за которое можно получить образовательный материал, поэтому уже со школьного возраста игровая форма перестает быть актуальной. Тем более, неосознанная форма обучения неприменима в самообразовании или в профессиональных тренингах повышения квалификации.
Тем не менее, большинство людей прекращают осознанно учиться, как только заканчивают вуз. Вероятно, что на это влияет 15-летний опыт принуждения к знаниям, который вызывал множество отрицательных эмоций и сформировал неудовлетворенность. Вниманием школьников и студентов долгое время управляли родители, учителя и профессора, а потому факт получения диплома воспринимается как освобождение. Возможно также, что в культуре долгое время окончание вуза воспринималось как высокое достижение, после которого человеку не нужно прилагать много усилий для обучения. Недаром у старшего поколения распространена фраза «я свои университеты давно закончил», что означает нецелесообразность дальнейшего обучения. В результате большинство взрослых утрачивают навыки обучения, и не осознают важность исполнения роли ученика.
Не понимание роли ученика приводит к безуспешным попыткам «наскоком взять» сложные фундаментальные дисциплины или за три изучить новые прикладные практики. Поэтому многие бизнес-тренеры пытаются с помощью игровых практик или каким-то другим косвенным способом помочь взрослым людям встать в роль ученика. К сожалению, некоторые взрослые не только утратили компетенцию учиться, но и держатся за свой опыт, который со временем теряет актуальность.
Мастерство ученика некоторым взрослым придется тоже ставить заново. Придется заново осваивать умение учиться, тем более что в школе и вузе осознанно этому не учили. В школе и вузе осознанно учили предметам, а умение учиться формировалось косвенным образом. На него преподаватели осознанно не обращали внимание.
Так что же такое роль ученика и какие практики должен знать ученик?
Роль ученика — это одна из ролей, которая задействована в обучении. Посредством обучения создается жизненное мастерство человека, которое, как мы помним, можно представить в виде системы «человек-платформа». Для создания любой успешной системы необходимо участие как минимум ролей предпринимателя, инженера, менеджера и лидера.
Предприниматель решает почему и на кого необходимо учиться. В детстве эту роль выполняют родители и даже государство, которое формирует образовательные стандарты. Но с возрастом человек волен самостоятельно решать зачем ему учиться. Мы об этом подробно говорили в главе 2, когда обсуждали вопрос «зачем человеку образование и кто его обучает». Из роли предпринимателя человек делает выбор чему он будет осознанно учиться и почему это ему важно в жизни, то есть решает какие роли будут востребованы в будущем. Предприниматель также находит и определяет сколько ресурсов[1] он должен вложить в данное обучение. За правильность своего выбора человек сам несет ответственность. Но многие люди не встают осознанно в роль предпринимателя, тогда они обучаются неосознанно, но ответственность за этот выбор они всё также несут. Хотя выбор за них делают поставщики разного контента[2], HR-службы, коллеги или друзья. Человек лишь подмахивает решение, которое ему кто-то красиво расписал или просто предложил.
Системный инженер проектирует и создает человека как платформу или «нового себя». Если предприниматель определяет почему и на кого учиться, то инженер определяет, как учиться и в каком порядке. Данную роль может выполнять внешний человек в роли тьютора или преподавателя. Но взрослый человек обязан может сам по отношению к себе играть роль инженера. Инженер определяет стадии создания нового мастерства для достижения выбранных предпринимателем будущих прикладных ролей. Кроме того, системный инженер совмещает новое знание с уже имеющимся мастерством в модели «человека-платформы», а также с другими проектами самообразования человека.
Менеджер планирует выделение ресурсов и организовывает обучение. Эту роль нельзя полностью переложить на другого человека, поэтому с самого начала ребенка учат соблюдению расписания и дисциплине. Менеджер рассматривает обучение как управление работами. Для этого вполне подходит проектное управление. Каждый курс или самостоятельное освоение практики можно представить как проект. Менеджер нарезает работы в проекте обучения (за него это может сделать преподаватель, если речь идет о курсе тренингов), в том числе определяет время и формирует календарь, формирует контрольные точки и контролирует получение промежуточных результатов. Как мы говорили ранее, тесно с ролью менеджера связана роль лидера. Человек должен часто вставать в роль лидера по отношению к себе, чтобы стимулировать себя играть другие роли, особенно роль ученика.
Исходя из вышеизложенного, роль ученика заключается в исполнении работ, которые намечены менеджером в проекте обучения. В свою очередь, сами работы появляются из стадий жизненного цикла обучения, определенных системным инженером. Данные работы связаны с практиками потребления информации и размышления из модели «стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля». Преимущественно речь идет о посещении и умении работать на занятии, навыках самостоятельной и групповой работы.
Рабочими продуктами ученика будут конспекты/посты/эссе, выполненное домашнее задание и/или проект, самостоятельно выявленные и исправленные ошибки, созданная система или ее описание. Например, ученик должен владеть практиками систематического медленного чтения и поиска информации, мышления письмом, коммуникации, работы над ошибками
Кроме того, для исполнения роли ученика, как и для исполнения любой роли человек должен владеть практиками собранности и ролевым мастерством, а также иметь соответствующе развитый интеллект. Собранность отвечает за соблюдение расписание, умение справляться со своими эмоциями в сложных ситуациях. Ролевое мастерство помогает настроиться на роль и контролировать осознанный переход в другие роли[3], а также помогает получать оптимальные переживания от исполнения роли. Мыслительное мастерство человека в роли ученика должно соответствовать уровню сложности предполагаемого обучению. Например, бесполезно первоклассника учить матанализу.
Ученик непосредственно изготавливает «новую роль», но делает это своеобразным способом. Эту работу не так видно, как работу команды автопроизводителя, создающей автомобиль. Ученик потребляет информацию (теории), размышляет (мышление письмом) и осваивает технологии (тренировками переводит мышление из левого в правый спектр). Таким образом, ученик буквально создает новые нейронные связи. Школа в ролях преподавателя, методиста и других тоже участвует в этом процессе, оказывая ученику разнообразные сервисы по доставке информации, помощи в освоении теории и тренировке новых практик.
Разберем участие всех ролей на конкретном примере нашего выпускника Игоря. В роли предпринимателя Игорь решает развиваться в направлении инженерии требований. То есть как предприниматель Игорь считает, что инженер по требованию будет востребованной специальностью в будущем. Игорь поставил «свою шкуру на кон», и за этот выбор он будет нести ответственность в будущем, если его гипотеза не подтвердится. Также из роли предпринимателя Игорь может через некоторое время изменить свое решение и поменять свои приоритеты. А пока он решает, что на этот проект по созданию инженера по требованию он готов выделять по 15 часов в неделю в течение полугода. Из роли системного инженера Игорь определяет, что ему необходимо сначала усилить свой интеллект за счет освоения таких трансдисциплин как онтологика и коммуникации, системное мышление, вычислительное мышление и научное мышление, развить деятельностный кругозор и ролевое мастерство за счет прохождения курсов по системному менеджменту и лидерству, системной инженерии, системному предпринимательству, а далее выявить sota-практики по инженерии требований и начать их применять в рабочем проекте. Как менеджер Игорь планирует расписание, выделяя слоты времени каждый рабочий день по 2−3 часа, а также выделяет пошагово выделенные предпринимателем финансовые ресурсы на прохождение курсов, в том числе исходя из получаемых промежуточных результатов, которые определены системным инженером. Также менеджер совмещает работу и расписание с другими проектами. Как лидер Игорь следит за собой и мотивирует себя на исполнение всех необходимых ролей по проекту, особенно следить за исполнением роли ученика. В роли ученика Игорь систематически исполняет домашнее задание, в частности, систематически читает и слушает лекции по предмету, проводит исследования и практикует мышление письмом.
С учетом вышеизложенного, можно говорить, что роль ученика является отдельной ролью в образовательном процессе. Но право на существование имеет и другая модель, в которой ученик — это должность. Тогда должность ученика включает в себя роли предпринимателя, системного инженера и инженера, менеджера и лидера в образовательном проекте. В такой постановке инженер — это роль, которая в первой модели отводилась роли ученика. О том, что такое должность поговорим в следующем разделе.
[1] Время и финансы.
[2] Блогеры, ТВ, рекламщики
[3] Например, в непредвиденных ситуациях.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 «Роль».