Немногие люди задумываются о том, что они играют множество разных ролей в своей жизни. Ролевое рассмотрение является всего лишь моделью, которая помогает улучшать поведение человека. Но если применять эту ролевую модель, то можно идти дальше и говорить, что каждый человек играет роли предпринимателя, инженера, менеджера, ученого.
Учитывая, что человек играет все вышеуказанные роли, то улучшение его поведение возможно за счет постановки соответствующих практик предпринимательства, инженерии, менеджмента и других.
Правильное потребление информации и последующее размышление — это важные задачи исследовательской деятельности, поэтому каждый человек является исследователем или ученым познающим физический мир. В роли исследователя мы изучаем физический мир и составляем картины мира. Лучшие картины мира становятся научными теориями, а ученые, сделавшие данные открытия, получают премии и общественное признание. Но с точки зрения ролевой модели человек-первооткрыватель и обычный человек играют роль исследователя или ученого, когда изучают реальность и описывают ее.
Другое дело, что человек, профессионально занимающийся наукой, не только зарабатывает на этой деятельности, но и вкладывает подавляющую часть своего времени в исследования, а также имеет доступ к необходимым технологиям и научному сообществу. Однако, профессиональный характер научной деятельности не является гарантией успеха. Например, многие открытия были сделаны исследователями, для которых наука была хобби или не основной деятельностью.
Обычный человек также проводит исследования, хотя бы в рамках своей профессиональной деятельности. Необязательно его целью является открытие чего-то нового. Это позволяет ему поддерживать свой кругозор на фронтире и быть в курсе изменений в профессиональной деятельности. Поэтому каждый деятель должен владеть практиками проведения исследований/потребления информации и развивать научное мышление.
Роль ученого обратна роли инженера: ученый открывает новые дисциплины, закона или описания физического мира, а инженер с помощью научных теорий создает физические системы и/или меняет мир. Ученый переводит физический мир в абстрактный, а инженер, наоборот, с помощью абстрактных описаний привносит системы в физический мир.
Каждый человек является инженером. Как минимум, мы создаем себя, каждый человек занимается саморазвитием. Даже если он так не думает о своем поведении. В рабочей деятельности многие из нас участвуют в создании систем. Например, парикмахер — это с системной точки зрения «инженер», поскольку парикмахер создает такую систему как «прическа». К инженерной работе также относится работа по моделированию будущих систем, описание потребностей и требований, архитектурная работа и изобретательство. Открытие или создание новых практик — это работа ученого, а создание с помощью этих практик рабочих продуктов или систем — это деятельность инженера.
Чтобы создавать системы и менять мир необходимо владеть инженерными методами. Для создания разных систем необходимо изучать соответствующие практики. Например, при воспитании ребенка создается система «счастливый человек», а процесс воспитания с точки зрения системного мышления — это совокупность инженерных практик, которые позволяют создать данную систему. Поэтому каждый деятель должен владеть определенными инженерными практиками, а также практиками размышления.
Каждый человек является предпринимателем, потому что каждый день принимает решения, которые влияют на его жизнь. Куда пойти учиться или работать, стоит ли покупать квартиру или изучать системное мышление — это всё предпринимательские решения. На стадии личного стратегирования каждый человек делает выбор куда тратить не только финансовые средства, но и куда инвестировать свое время.
Большинство людей не уделяет внимание предпринимательским практикам, раз уж они не являются бизнесменами. Но это суровое заблуждение. В случае каждого жизненного решения необходимо осознанно вставать в роль предпринимателя и брать на вооружение предпринимательскую практику. Поэтому каждый деятель должен уметь выбирать системы и приоритетные проекты, а также понимать куда инвестировать время своей жизни.
Каждый человек является менеджером и лидером, потому что постоянно планирует дела и организовывает, по крайней мере, себя. С точки зрения менеджера человек планирует работы и хочет, чтобы они были сделаны в срок и с наименьшими издержками, а также контролирует и анализирует исполнение работ. Из роли лидера человек уговаривает себя не бросать заниматься спортом или ставит себя в роль автора поста. Поэтому каждый деятель должен владеть менеджерскими и лидерскими практиками.
Таким образом, каждый человек-деятель должен в той или иной мере владеть определенными практиками предпринимательства, инженерии, менеджмента, научного мышления и лидерства. Необязательно все эти практики должны быть sota, но важно, чтобы, во-первых, они были осознанными. А уже, во-вторых, определенные практики в зависимости от профессиональной деятельности должны быть sota-практиками. Например, необязательно человек, который работает парикмахером, владеть практиками кейс-менеджмента, достаточно владеть простыми практиками тайм-менеджмента, но при этом ему важно владеть лучшими практиками из профессиональной деятельности.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 «Роль».