Настроение сегодня не очень… глядя из окна авто на пустые окна магазинов, ресторанов и кафе, закрытых химчисток, фитнес и кинозалов, как-то улыбаться совсем не хочется.
Чтобы побыстрее выйти из этого состояния, решила я все же поковырять тему, которую мы вчера с Дмитрием обсуждали больше часа: пенсионное страхование.
Законы нашей страны не обязывают самозанятых делать отчисления в Пенсионный фонд, как, например, это делают ИП, нотариусы, адвокаты, ну и работодатели за своих сотрудников. Но в этом случае плательщики налога на профессиональный доход не могут рассчитывать и на страховую пенсию по старости.
А на какую пенсию они могут рассчитывать?
Верно, на социальную.
Чем отличается одна от другой?
Социальная пенсия назначается позже страховой – 65 для женщин и 70 для мужчин, и, понятное дело, ее размер существенно ниже – 5.8 тыс. руб. (по старости в среднем по стране – 17 тыс. руб. по данным Счетной Палаты).
Если баллов для получения страховой пенсии хватает, то есть наработан стаж для такой пенсии, то у самозанятого будет страховая пенсия. Если у человека ранее (до того, как он стал самозанятым) был наработан стаж и хватает пенсионных баллов, тогда он уже может претендовать на страховую пенсию.
Если не хватает баллов, но хочется получать страховую пенсию, то надо платить добровольные страховые взносы. Чтобы учесть полный год в страховом стаже, надо перечислять хотя бы 32 448 руб. (ежегодно размер меняется, и он равен той сумме, которую ИП и адвокаты с нотариусами уплачивают на ОПС).
Есть нюанс: если гражданин получает пенсию и при этом самозанятый, то он считается работающим пенсионером и тогда ему пенсия не индексируется.
А что с ИП, которые платят взносы на обязательное пенсионное страхование?
Чтобы получать пенсию, надо достичь возраста выхода (60 женщины, 65 мужчины), иметь нужное количество пенсионных баллов, иметь минимальный страховой стаж. Чтобы ИП получал страховую пенсию, ему надо быть в этом статусе … 30 лет.
Интересно, что часть взносов, которые перечисляет ИП, зачисляется на его лицевой счёт. Остальные деньги поступают в общую «кучу» ПФР, из которой выплачивается пенсия нынешним пенсионерам. При выходе на пенсию ИП сможет получать доплату к своей пенсии, если она ниже прожиточного минимума как раз из той общей «кучки», если государство не передумает, конечно.
И еще: чиновники ФНС прорабатывают условия нового налогового режима.
Суть его в том, что предприниматель не ведет учет, не считает сам налоги.
Самое важное для бюджета будет делать ФНС: она посчитает, она предложит перечислить, а банки будут налоговыми агентами при перечислении зарплаты сотрудникам, коих у такого предпринимателя должно быть не более 5.
Можно было бы похоронить идею создания такого режима, если бы не поручение Президента добить этот вопрос и реализовать как меру поддержки микро-бизнеса.
Ставка налога при таком режиме ожидается 8% для «доходов» и 20% для «доходы минус расходы». Проекта закона еще нет, но меня уже беспокоит то, что в имеющихся в нашем распоряжении проектах, релизах и опросах нет ничего про страховые взносы тех сотрудников, которые будут работать на таких предприятиях.
Предполагается, что взносов не будет. Или будет какое-то распределение внутри налога (что будет зафиксировано в Бюджетом Кодексе РФ), что часть поступлений от предпринимателей будет идти в общую «кучку» Пенсионного фонда, откуда будут выплачиваться доплаты и делаться индексации пенсионерам, которые сейчас в этом статусе.
Но это не точно.
Однако я хочу обратить внимание на то, что если в составе самого налога не будет страховых взносов, то это обстоятельство существенно ухудшает положение сотрудников по сравнению не только с возможной работой чиновником или в госпорпорации, но даже в сравнении с работой у других работодателей, которые применяют иные режимы налогообложения.
Мало нам того, что идет перетекание рабочей силы из частного сектора в государственный и корпорации с экосистемами, так нам надо еще добиться, чтобы из микробизнеса работники уходили в другие сегменты. А уж про желающих стать чиновниками я вообще молчу.
Для сравнения:
Денежное вознаграждение депутата Государственной Думы, от которого исчисляется доплата к пенсии, с учетом индексаций в 2018 году (более свежих данных не накопала), – 84.8 тыс. рублей. Пенсия народного избранника составляет 46.6 тыс. рублей при исполнении обязанностей от пяти до 10 лет и 63.6 тыс. рублей при исполнении обязанностей 10 лет и более.
К чем я клоню?
К тому, что государство ведет планомерную работу по снижению объема своих обязательств перед гражданами своей страны, а гражданам надо шевелить лапками, чтобы к 65-70 годам не остаться с гречкой и хлебом, при этом надо не забывать о том, что на протяжении всей их рабочей жизни их работодатель перечислял в бюджет страны от 14 до 30% в виде страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование.
И в том числе именно поэтому мы наблюдаем активность граждан при скупке объектов недвижимости. При том, что вложения в квартиру в Бутово с дальнейшей её сдачей в аренду за 40 тыс. рублей в месяц , мягко говоря, совсем не те инвестиции, которые с точки зрения финансовых консультантов являются таковыми, всё же граждане не останавливаются в стремлении обзавестись таким «активом», чтобы после того, как они перестанут работать или заниматься предпринимательской деятельностью, получать столько, сколько хватит не только на гречку с сахаром и молоком, но и на некоторые радости жизни.
Вкладывая деньги в свое не очень светлое будущее таким нехитрым образом, мы сами повышаем стоимость тех же квартир и домов для тех, кто реально нуждается в улучшении своих жилищных условий.
Одновременно с этим, такой подход к вложениям в свою будущую жизнь не приносит особого вклада в валовой внутренний продукт и не представляет собой особой ценности, но точно при таких вложениях уверенности в завтрашнем дне больше, чем от действий людей, которые позаботились о себе за счет более близкого чем другие граждане нахождения к федеральному бюджету.
Дима, спасибо за разговор.