Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Валерий Нагих: Жизнь настолько разнообразна, что убить её достаточно сложно.

Валерий Нагих двадцать последних лет занимается вопросами господдержки предпринимательства. Сегодня мы беседуем с Валерием Николаевичем о состоянии и перспективах малого бизнеса в России.

 

- Валерий Николаевич, посмотрел перед нашей беседой, что о Вас пишут в интернете, и увидел, что за большой вклад в развитие малого предпринимательства России Вы были удостоены православной награды медали ордена «Слава России»

- Это – не совсем православная награда, хотя она и вручалась в храме Христа Спасителя. На самом деле, орден «Слава России» был создан в рамках музея предпринимательства, так что это – общественная награда, и награждает ей комиссия при музее.

- А каковы Ваши отношения с малым бизнесом? Вы сами были предпринимателем, или только занимались поддержкой предпринимательства в рамках различных госструктур?

- К предпринимательству я, можно сказать, прислонился в 1987-м году, когда стали создавать молодёжные научно-технические коллективы.

Вообще, моя трудовая жизнь началась в 1963-м году и продолжается до сих пор – я ещё работаю. До 1987-го года я работал в военно-промышленном комплексе, а тогда мы начали эпопею с созданием научно-технических коллективов, которые несли в себе элементы рыночной экономики, давая людям некоторую экономическую свободу. И с этих пор началась моя связь с предпринимательством.

Потом, в 90-е годы, когда военно-промышленный комплекс начал разрушаться, пришлось, параллельно работая в институте, входившем в состав ВПК, заниматься малым предпринимательством – создавать свои фирмы. Это тогда не запрещалось, поскольку деньги нам фактически перестали платить. И было несколько фирм, созданных мной и моими друзьями, коллегами по работе. Эти фирмы уже успешно закончили свою деятельность.

В 95-м я ушёл из военно-промышленного комплекса и начал работать в системе господдержки предпринимательства в рамках Комитета, который мы создавали с Вячеславом Александровичем Прохоровым. Потом были Федеральный фонд, министерство антимонопольной политики, а затем уже я работал в рамках московских структур, занимавшихся поддержкой предпринимательства. Это уже с января 2002-го года по сегодняшний день.

Таковы вот мои отношения с предпринимательством.

- Валерий Николаевич, как человек, занимающийся поддержкой предпринимательства, оцените, пожалуйста, в каком состоянии находится наш малый бизнес сейчас. Времена тяжёлые: бушует эпидемия коронавируса, конца и края которой не видно. В народе то, что творится сейчас, называют просто коронакризисом. Что, по-вашему, происходит, а главное – чего ждать.

- Вы знаете, процесс сложный. Наше с Вами поколение пережило коммунизм и много разных других событий. А переход от плановой экономики к сегодняшнему состоянию – уже тридцатилетний процесс. У меня, разумеется, негативное отношение к тому что происходит, ко всей этой истории с ковидом и с антиковидной программой, которая реализуется сегодня. Мы работаем по зарубежным лекалам – это моё глубокое убеждение: никаких своих риско-ориентированных подходов у нас нет (вернее, они есть, но не воспринимаются). Поэтому ситуация в малом бизнесе очень сложная.

Я занимался анализом, проектированием и созданием социально-экономических систем, разного уровня, программ поддержки предпринимательства (а такая реальная программа крайне необходима). Нас этому учили зарубежные эксперты, например, программа ТАСИС и другие программы ЕС. Что из этого получилось, понятно.

Главное – мы создаём систему поддержки, которая, например, в Москве (я здесь этим занимаюсь 20 лет) как-то работает. Но что такое система поддержки – это меньше 1% предпринимателей. По существу это система, говорящая об отношении руководства к предпринимательству.

Было время, когда наша работа в Москве отождествлялась с командой Лужкова, и это была одна система. Сейчас команда Собянина, и система другая. Мы видим, как она изменяется. Так что однозначного ответа на заданный вопрос нет.

Мы пережили кризис 2008 – 2009 годов. До этого был кризис 1998 года. Мы надеялись, что опыт двух этих кризисов как-то нам поможет адаптироваться к ситуации. Но где-то наверху придумали такую вот систему управления массами людей. Однако народ ведь всё равно адаптируется, и выход из предыдущих кризисов показал, что малое предпринимательство восстанавливается довольно быстро. Причём нужно всего-то его отпустить и не мешать.

Сегодня же на то, чтобы помочь всем, у государства не хватает то ли сил, то ли политической воли, поскольку денег у него больше, чем идёт на реальную поддержку. Это, конечно, сугубо моё мнение.

Поэтому ситуация очень сложная. Но на примере тех предпринимателей, с которыми мне удалось пообщаться, и по результатам анализа, проводимого подведомственными организациями, видно, что ростки нового есть. Люди, у которых грубо говоря, на генном уровне заложены адаптационные характеристики, выживают. Они ищут новые возможности для своей деятельности, они их находят и развиваются, причём в самых разных сферах: не только в торговле, но и в производстве, в АйТи-технологиях, и в чём-то ещё. Жизнь настолько разнообразна, что убить её достаточно сложно. Люди выкручиваются и в официальной сфере, и в серой, и в тёмной сферах. Они ищут пути позволяющие накормить семью, обуть её и одеть. Они будут и дальше выживать и развиваться.

Есть мировой опыт, опирающийся, например, на историю Великой депрессии конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века, когда всё же был найден выход из кризиса. И я думаю, мы сейчас тоже такой выход найдём.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости