Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борис Овчинников, партнёр компании Data Insight. Интернет-торговля бьёт рекорды. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Борисом Овчинниковым, известный интернет-аналитик, далеко не впервые выступающим на страницах нашего сайта.

В данном случае, видимо, необходимо небольшое предисловие. В комментарии к первой части этой беседы в нашей группе в Фейсбуке (беседа была опубликована 25 февраля) один из читателей назвал её новостью вчерашнего дня. Действительно, события, начавшиеся 24 февраля, разделили нашу действительность на до и после. Но у нас не новостной и не политический сайт. А российское предпринимательство пережило за свою историю много всякого, переживёт и это. Приспособится, перетерпит и выживет.

Вопросам выживания малого бизнеса в резко изменившихся условиях будет посвящена следующая беседа. А пока – интернет – торговля и её развитие.

 

- Борис, теперь мнение , о котором мы говорили ещё до начала нашей беседы. Незадолго до нового года в интервью нашему сайту директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачёв сказал: «Вклад в российский ВВП сектора, связанного с интернет-контентом, примерно сопоставим с вкладом сельского хозяйства. Это не значит, что нам не надо развивать сельское хозяйство – развивать надо и то, и другое. И для этого нужны разные инструменты и разные политики».

И ещё одна цитата из того же интервью: «И главное – сейчас торговля выступает основным драйвером той же цифровизации: она предъявляет запрос на цифровые компетенции и всё прочее, потому что там они реально работают.

Поэтому нам надо пересматривать наши взгляды на то, что есть производство, полёт на Луну, а тут – торговля – купи-продай. Другой стала торговля. Она стала сложной, наукоёмкой».

Как ты смотришь на возможность интернет торговли оказаться драйвером экономики?

- Здесь в первом случае речь идёт про интернет-контент. А по существу надо сказать, и это в профессиональных обсуждениях уже общее место, наверное, лет пять: интернет - торговля – просто часть торговли, и принципиальных различий между ней и традиционной торговлей нет. В идеале покупатель должен получать одинаковое взаимодействие с ритейлером вне зависимости от того, каким способом они взаимодействуют.

И среди тем, обсуждавшихся на конференции, была такая: должность директора по электронной торговле, несколько лет назад очень важная и популярная, просто отомрёт, поскольку исчезнет разделение внутри торговых компаний на управление офлайном и онлайном, и это всё будет управляться единой командой. А функции будут разделены по каким-то другим критериям.

- Борис, но онлайн и офлайн всё же технически разные вещи.

- Да, но разницу между ними между ними полезно минимизировать. В идеале покупатель не должен думать, найдёт ли он нужный товар у данного ритейлера в онлайне, или только в офлайне, или наоборот. Он должен знать, что может обратиться к данному ритейлеру и купить нужный товар, сделав покупку так, как ему удобнее.

Не надо забывать, что сейчас многие офлайновые магазины активно используются как точки выдачи заказов. И, если прийти, например, в Детский мир, то становится не очень понятно: это – очень большой пункт выдачи заказов, где ещё можно и что-нибудь купить, или это всё ещё традиционный магазин, в который встроен очень большой пункт выдачи заказов.

- Да, и у нас в районе в магазинах тоже стало много постаматов.

- Это могут быть и не постаматы, а просто полки, где лежат заказы, которые оформляются на кассе. Так, например, устроено в Детском мире: прямо внутри торгового зала. Так что границы в чём-то размываются, и есть история, когда для ускорения доставки товара компания отказывается от отдельного склада под сборку интернет-заказов и начинает их завозить из ближайшего магазина (если, конечно, они там есть в наличии). И, соответственно, каждый магазин превращается ещё и в мини-склад для интернет – торговли. Между прочим, это началось ещё весной 2020-го года, когда многие магазины были закрыты и, по сути, перепрофилированы.

Теперь о том, что касается умности и сложности ритейла. Да, он, на самом деле, весь стал намного умнее, а не только его онлайновая часть. Сейчас принимаются решения об автоматизации обычных магазинов, об отслеживании того, что людям в магазине интересно. Речь идёт о введении автоматизированного контроля полноты наличия товаров на полках, когда автоматика даёт знать, что, например, такой-то вид чая заканчивается, надо выложить новую его партию. Есть и другие аспекты «умных» новаций. На самом деле, таких технологических маленьких кусочков, из которых складывается возможность для покупателей получать новый сервис и в офлайне, и в онлайне, огромное количество. Из моих любимых историй на эту тему: специальный софт для сборщиков заказов, куда вбиты планы конкретного магазина. И этот софт сам считает оптимальный маршрут, позволяющий собрать заказ с минимальными временными затратами.

Но ещё, говоря именно про онлайн – ритейл, на самом деле, для экономики в целом это, может быть, самое важное изменение: развитие интернет – торговли, особенно маркет-плейсов, принципиально изменили, причём в лучшую сторону, условия игры для производителей. Если раньше им надо было сложным путём пробиваться на полки магазинов, то теперь (если говорить упрощённо) они практически моментально попадают на полку, доступную для всех подключённых к интернету жителей страны. Не надо никуда приходить: используя стандартный интерфейс и несложные логистические операции, можно стать сейлером на Wildberries  и Ozon и продавать свой товар покупателям со всей страны.

- Сейлер – это продавец?

- Да, от английского «сейл» - продажа.

Преимущество интернет – магазинов – то, что называется «бесконечная полка», на которой можно выставить бесконечное количество товаров. И в этом случае любой производитель, любой бренд, любой экспортёр, который что-то привозит, может вступить в конкуренцию в своём сегменте. А дальше уже вопрос ценового преимущества, или качественного преимущества товара.

И, на самом деле, мы видим, что в огромном количестве категорий возникает конкуренция: прорываются новые бренды, у которых никогда бы не было денег на телевизионную рекламу, но есть интересный продукт, хорошие отзывы на маркет-плейсе, и это может вывести нового игрока в лидеры в своей категории. И он может даже обойти известные мировые бренды, вкладывающие очень большие деньги в рекламу.

Ещё надо сказать, что это уже устаревшая структура, посчитанная по итогам 2020-го года. Но и тогда, например, объём продаж сейлеров из Ивановской области только на Wildberries был эквивалентен 5% валового регионального продукта. Это, конечно, совсем некорректное сопоставление, так как не весь объём розницы надо учитывать в ВРП – по сути, только наценку сверх стоимости закупки или производства товара. Но с тех пор Wildberries вырос примерно в два раза, а продажи сейлеров из Ивановской области росли, возможно, ещё быстрее. К тому же, кроме Wildberries, есть ещё и другие маркет-плейсы.

Правда, Ивановская область – это такой уникальный случай: там по-прежнему большой объём составляет лёгкая промышленность, и в то же время предприниматели из этого региона несколько лучше других умеют закупать и импортировать востребованные товары. Там не всё произведено в Ивановской области: есть дешёвый импорт из Китая и Средней Азии, но всё же это – пример того, как интернет - торговля начинает оказывать существенное влияние на реальную экономику.

При этом надо помнить: Wildberries говорит о примерно пятистах тысячах сейлеров – цифра значительная – полмиллиона компаний и частных предпринимателей, попытавшихся работать здесь, и многие из этих продавцов – бизнесы, зарегистрированные специально под продажу на маркет-плейсах. Так что можно сказать: сама возможность работать здесь подогревает предпринимательскую активность, такую низовую, с небольшими проектами, благо порог входа там небольшой.

- Как я понимаю, ты согласен с тезисом о том, что интернет – торговля может составить заметную долю ВВП.

- Конечно. Мне это кажется очевидным: торговля, при том некотором пренебрежении, которое существует по отношению к ней, является важной и существенной частью экономики, поскольку для её развития ещё необходимо создать для людей возможности покупать представленные товары. А то, что большая часть непродовольственного ритейла и значительная часть ритейла продовольственного уходит в онлайн – это аксиома.

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости