В трансдисциплине системное мышление вводится большое числе понятий, которые необходимо изучить, чтобы стать системным специалистом. Не знаешь эти понятия, значит не обладаешь системным мышлением. И вот часто приходится слышать от новичков упреки о том, что зачем всё так сложно, и почему бы не обойтись имеющимися понятиями, зачем выдумывать новые понятия. Новички хотят быть системным, и даже считают себя системными, но разбираться в понятиях не хотят.
Отсюда возникает непонимание зачем вообще нужно системное мышление. Внимание критиков приковано к тому зачем так сложно, отсюда и аргументы, что можно как-то по-другому. Хотя вместо этого необходимо попробовать применить понятия к своему проекту или к жизни. Нужно потестировать любую теорию, прежде чем выносить суждение. Иной раз нужно вложить достаточное время, чтобы получить результат. Но для критики всех этих усилий не нужно.
Вот например, говорят зачем нужны эти понятия - воплощение системы, описание системы и документация системы? Вместо того, чтобы разобраться по сути, критики начинают приводить аргументы почему можно обойтись без этих понятий. К сожалению, в некоторых случаях приходится констатировать, что с некоторого возраста учить людей высшей математике бесполезно. Нужно учить молодых, чтобы у них не было шансов вырасти и задавать глупые вопросы.
Каждое понятие помогает посмотреть на мир под своим углом. Говоря про воплощение системы мы обсуждаем физичность системы в этом мире. Когда говорим про описание системы, то тогда мы обозначаем важность содержания или сути, которая характеризует какую-то систему. А когда говорим о документации системы, то тогда мы привлекаем внимание на то, что это содержание можно прочитать, посмотреть, передать, вычислить и т.п. Документация привлекает внимание к конкретному носителю, на котором содержится описание системы. Все эти понятия позволяют управлять вниманием, выделяя что-то важное. Человеческий мозг не может рассматривать все сразу и вместе.
Чем больше понятий, тем больше путаницы. Но если изучить данные понятия, то, наоборот, появляется упорядоченность и ясность. Человечество постоянно создает новые понятия и теории, и тем самым познает мир и меняет его. Эллочка-людоедка обходилась 30 словами, и особо не жаловалась на жизнь. Необязательно знать все понятия, кому-то не нужно знать и понятий системного мышления. Однако, если осознанно учиться, то важно обращать внимание на понятия, и разбираться как они связаны между собой, и для чего они введены.