Уход иностранных компаний приведет к дальнейшему росту закупок у малого и среднего бизнеса, считают эксперты
Объем закупок компаний с госучастием у малых и средних предприятий (МСП) составил в I квартале 2022 г. рекордные 899 млрд руб. Это на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из статистики, предоставленной «Ведомостям» в Корпорации МСП (КМСП). Доля МСП в общем объеме закупок по 223-ФЗ (закупки госкомпаний) составила 38% при минимальном лимите, установленном правительством на уровне 25%. При этом общий объем закупок госкомпаний снизился в I квартале 2022 г. до 2,352 трлн руб. после 2,518 трлн руб. за аналогичный период 2021 г. Крупнейшими заказчиками у МСП стали РЖД, «РЖДстрой», Сбербанк, «Мосводоканал», «Ростелеком».
В I квартале 2022 г. почти втрое увеличились закупки у малого и среднего бизнеса компьютерного, электронного и оптического оборудования, напитков и продуктов питания, текстильных изделий, следует из данных КМСП. Также выросли закупки у МСП услуг здравоохранения и социального обеспечения в 2,3 раза, униформы – в 2,1 раза. В региональном разрезе самый высокий прирост пришелся на Брянскую область (рост в 2,5 раза), Калужскую область (в 2 раза), Новгородскую область (рост почти в 2 раза), Еврейскую автономную область (рост на 92%) и Архангельскую область (рост на 88%).
Несмотря на введение санкций в отношении российских крупнейших заказчиков, волатильность рубля и сбои поставок из-за рубежа, спрос на закупки у малого и среднего бизнеса только растет, отмечает генеральный директор КМСП Александр Исаевич. Сохранить рынок сбыта в I квартале позволили в том числе меры поддержки со стороны государства, считает он. В частности, были отменены штрафы для поставщиков и подрядчиков в случае срыва условий контрактов, если нарушения произошли из-за санкций, напоминает Исаевич. Появилась возможность продлевать сроки исполнения госконтрактов и корректировать их цены. Многие крупнейшие заказчики из мониторинга КМСП оказались под санкциями, отмечает Исаевич, поэтому во II квартале предстоит большая работа по созданию новых цепочек поставок.
В текущих экономических условиях рост доли малого и среднего бизнеса в общем объеме госзакупок ожидаемое явление, считает доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС Даниил Гоненко: МСП привлекательны для госкомпаний, так как они являются гораздо более гибкой и мобильной альтернативой крупным партнерам. Кроме того, для МСП важна стабильность поступления заказов и их оплаты, что может обеспечить госсектор, добавляет эксперт.
На рост доли закупок у МСП могли повлиять принятые изменения в законодательстве, полагает доцент кафедры финансовой и экономической безопасности РЭУ им. Плеханова Екатерина Ерохина. Прежде всего – повышение с 2022 г. доли закупок у МСП с 20 до 25%. Сыграло роль и увеличение с прошлого года максимальной цены договора (НМЦД) по специальным торгам с 400 млн до 800 млн руб. – это повышает доступность госзакупок для малого и среднего бизнеса, считает Ерохина.
Уход иностранных компаний открывает для малого и среднего бизнеса возможности выйти на торги со своей ценой, не боясь ценового демпинга, отмечает эксперт сервиса «Контур.Торги» в сфере закупок Елена Ежова: раньше крупные компании снижали цены и МСП приходилось тоже опускать их, чтобы победить в торгах.
С уходом иностранных компаний появляется большая ниша, которую могут заменить отечественные компании, согласна Ерохина. «Иногда, не имея колоссальных мощностей, но специализируясь на определенных технологических производственных этапах, малая компания может заместить иностранный бизнес, тем более что меры господдержки, льготы и специальные режимы всячески этому способствуют», – рассуждает эксперт. Ерохина уверена, что импортозамещение позитивно скажется на всех тендерных процедурах и субъектах бизнеса.
Зачастую госкомпании работают с зарубежными партнерами не из собственных предпочтений, а из-за невозможности найти аналогичные товары или услуги у российских компаний, спорит генеральный директор Национального института системных исследований Владимир Буев. Эксперт скептически относится к возможности субъектов МСП в обозримой временной перспективе предоставить подходящие заменители по некоторым позициям, например компонентов для промпроизводства. Но при этом Буев отмечает, что, например, в сегменте IT российский малый и средний бизнес сможет предоставить достойную альтернативу зарубежной продукции.
Из-за ухода с рынка крупных компаний с иностранным капиталом доля МСП к началу следующего года может достичь около 50% от общего объема госзакупок, полагает Гоненко: это связано с коренным изменением структуры промышленного и сельскохозяйственного комплекса России. В будущем можно прогнозировать рост минимальной доли МСП в общем объеме госзакупок с 25 до 30%, считает Ерохина. Также очень возможным эксперт считает увеличение НМЦД, в которых могут участвовать субъекты МСП. Это связано, в первую очередь, с мерами стабилизации российской экономики, а во-вторых, с повышением доступности контрактной формы закупок. «Если говорить совсем просто – доступность госзакупок для всех желающих при условии добросовестности поставщика», – заключает Ерохина.
При этом участие в госзакупках для МСП осложняется множеством факторов. Например, высоким уровнем конкуренции в определенных нишах бизнеса, отмечает Ежова. Кроме того, взаимодействие с госкомпаниями зачастую затрудняется отсутствием у малого и среднего бизнеса специализированных тендерных команд и отделов, которые занимались бы обработкой документов на всех этапах участия в закупках, добавляет Ерохина.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются субъекты МСП, иногда становятся задержки оплаты за выполнение работы по договору, отмечает Исаевич. «По обращениям предпринимателей выявлена задолженность по договорам на сумму 2,3 млрд руб.», – указывает он. Но при этом КМСП проводит работу с заказчиками и добивается покрытия задолженности. «При участии корпорации более 80% указанного объема задолженности (1,8 млрд руб.) погашено заказчиками», – заключает Исаевич.