Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как в Москве совмещают бизнес и благотворительность. Источник: Ведомости.

В России насчитывается около 7000 социальных предприятий

Социальное предпринимательство – новое явление для российского бизнеса. Количество таких предприятий растет с каждым годом, в том числе в Москве, где бизнесменам помогают развить свое дело «с нуля». Какими успешными проектами и кейсами социального предпринимательства может похвастаться Москва и чем это отличается от обычного бизнеса? Подробности – в нашем материале.

Соцбизнес в России

Само понятие социального предпринимательства было введено в России совсем недавно – в 2019 г. Именно тогда в законодательстве появились четкие критерии ведения такого вида бизнеса. Один из них – не менее 50% работников должны быть из незащищенных слоев населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные родители, беженцы, малоимущие. Или же товары и услуги, произведенные предприятием, должны предназначаться для этих людей. Иными словами, социальное предпринимательство – это синтез бизнеса и благотворительной деятельности.

С точки зрения самих бизнесменов, у социального предприятия есть ряд преимуществ, особенно на старте – это налоговые преференции, заем под минимальный процент, льготные условия аренды и информационная поддержка со стороны государства. За три года количество социальных предприятий росло и на сегодняшний день составляет почти 7000 субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства). При этом нельзя сказать, что этот вид деятельности демонстрирует бум – всего 1% от общего числа предприятий признаны социальными в России. Хотя, по оценкам Торгово-промышленной палаты, на этот статус в России могут претендовать 50 000 компаний.

Экологические секонд-хэнды

Мода на социально-ориентированный бизнес потихоньку появляется в столице. Здесь самыми популярными направлениями в социальном бизнесе являются улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями, экология и образование. В Москве также множество социальных предприятий, которые занимаются производством или переработкой одежды. Одно из них – социально-экологический магазин Brio Grunge.

Сюда можно сдать ненужные вещи, которым в дальнейшем найдут применение, в том числе в секонд-хенде Brio Grunge. Если у одежды есть дефекты, то ее переделывают работники магазина или создают на ее основе новые товары. Совсем непригодные вещи отдаются на переработку. Помимо одежды сюда можно сдать бижутерию, постельное белье, подушки, настольные игры, книги, косметику, мелкую бытовую технику в рабочем состоянии. Дополнительным бонусом от сдачи вещей будет скидка в 10% на покупки в магазине. Как рассказала «Ведомости. Городу» куратор проекта Наталья Бабичева, магазин начал работу в 2021 г. В прошлом году она представила проект экологического секонд-хенда в столичной школе социального предпринимательства.

«Мы организовали этот проект, когда поняли, что слишком много ненужных вещей лежит в квартире. И решили дать им второе применение, в том числе экологическое. Мы планируем расширение, в том числе для того, чтобы наш проект шел в массы и чтобы его можно было содержать. Сейчас магазин содержится на небольшую выручку от секонд-хенда и на наши доходы от другой работы», – рассказала Бабичева.

На расширение потребуются дополнительные инвестиции извне или же кредиты, поделилась Бабичева. Пока говорить об успешности проекта с точки зрения бизнеса и больших заработков не приходится. Кураторы проекта занимаются другой работой, в том числе для того, чтобы держать магазин на плаву. Предприятие сотрудничает с благотворительным фондом «Ника» – отвозит туда чистое постельное белье, полотенца, пледы, корма, лекарства, средства для ухода за животными.

По похожей концепции работают магазины фонда «Второе дыхание», которые занимаются сбором ненужных вещей. Однако это более крупная организация. Одежда отправляется либо на благотворительность, либо на переработку, рассказала представитель фонда Татьяна Песоцкая.

«У нас больше 2,5 млн контейнеров, из них около 200 находятся в Москве. Два года назад мы получили от департамента труда бесплатное помещение в аренду. Мы открыли здесь творческое пространство: творческий коворкинг, столярную мастерскую и швейный коворкинг. Мы активно работаем с ребятами с особенностями», – добавила Песоцкая.

Меры поддержки

Помогает социально-ориентированному бизнесу на старте Фонд поддержки социальных проектов. В прошлом году на его базе была запущена школа социального предпринимателя в Москве – здесь ведению бизнеса обучают «с нуля». Занятия для каждого потока длятся два месяца. По окончании школы выпускники разрабатывают бизнес-план. Поучиться тонкостям социального предпринимательства могут не только новички, но и опытные управленцы, а также школьники с 16 лет. В прошлом году на курсах было представлено 150 проектов.

Например, один из них – «Живая вода». Это социальный навигатор для семей новорожденных с редкими генетическими заболеваниями. В нем будет содержаться информация о маршрутных картах, сервисах и продуктах для мам «особенных» детей. Самые молодые участники школы – 17-летние Анастасия Плеханова и Ильвир Мугтасимов. Их проект называется «Призвание». Он должен помочь школьникам определиться с профессиями будущего с помощью интересно поданных материалов в виде квестов и интерактивностей. Можно сказать, что проект запущен. У ребят уже есть свой сайт и социальные сети. Узнать, как войти в перечень социальных предприятий в Москве, можно на сайте mbm.mos.ru. Там прописан пошаговый алгоритм действий, указаны перечень и требования к документам, а также образцы их заполнения.

Помимо федеральных мер поддержки столичные предприниматели могут рассчитывать и на городские. Например, можно получить субсидию от департамента предпринимательства и инновационного развития в размере до 1 млн руб. или возможность бесплатно арендовать площадки для отдельных мероприятий. Также среди мер поддержки – бесплатные онлайн-продукты для упрощения работы бизнесменов и беспроцентные займы. За подробностями также можно обратиться к сайту mmb.mos.

Хобби или благотворительность?

Эксперты в области бизнеса с осторожность относятся к выведению социально-ориентированного предпринимательства в отдельную категорию. По сути, социальный бизнес ничем не отличается от обычного – он также направлен на получение доходов.

«Тема социального предпринимательства тоже пришла с Запада, как и меры поддержки, от которых там уже отказались. У нас пока так и не смогли сказать, что это такое. Это просто бизнес в социальной сфере. Если ты держишь частный детский садик, то это вроде социальное предпринимательство. А если у тебя детское кафе, то уже и не социальное. А официально прописанные критерии тоже достаточно спорные», – отметил в беседе с «Ведомости. Городом» генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев.

По мнению специалиста, не следует ожидать взрывного роста количества социальных предприятий в Москве и других городах России. Многие из этих компаний, по его словам, живут за счет мер поддержки. В таком случае это уже является не бизнесом, а благотворительностью, с которой можно получать доход. А для многих «социальных бизнесменов» их деятельность является либо хобби, либо неосновным источником дохода.

«В какие-то периоды времени твой социальный бизнес будет тебе как хобби, а завтра, например, он опять начнет приносить доход. Но если ты рассматриваешь эту деятельность как хобби, то не надо относиться к ней как к бизнесу. И наоборот. Если ты решил вести бизнес, то о хобби с заработком речи не должно быть. В смысле ведения предпринимательской деятельности социальный бизнес ничем не отличается от любого другого», – резюмировал Буев.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости