Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Надежда Карисалова, эксперт по малому и среднему бизнесу, экс-вице-президент банка ВТБ24, бывший заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области. Кризисные явления закалили наш малый бизнес. Часть третья.

Это – заключительная часть беседы с Надеждой Карисаловой.

 

- Надежда Афиногеновна, Вы выразили уверенность, что российский бизнес преодолеет нынешний кризис: «Будет какая-то трансформация, но я считаю, что в этой ситуации как раз все карты раскрыты. Бизнес должен взяться и работать, тем более, что сейчас можно выстроить новое дело». Оправдаются ли такие надежды?

- Мне хочется, чтобы эта ситуация стала толчком к созданию новых производств, новых отраслей, новых видов и направлений бизнеса.

- То есть Вы считаете, что при наличии желания и энергии можно преодолеть сегодняшние кризисные явления?

- Я считаю – да. Я терпеть не могу нытиков и считаю, что, если предприниматель не получает кредит в банке, он сам виноват, потому что какие-то вещи он не знает и не понимает.

Я сталкивалась с директорами компаний, которые даже в системе налогообложения понимают далеко не всё. Я часто встречалась с представителями малого бизнеса. И вот ты начинаешь спрашивать такого директора: «Как работает ваше предприятие?». – «Хорошо», - отвечает. – «А на какой вы системе налогообложения работаете?». – «Не знаю, надо у бухгалтера спросить». Потом сидит и вспоминает: «Я на упрощёнке». – «А на какой упрощёнке: доход минус расход, или с оборота?». – «Ой! Я не знаю».

Как ты не знаешь? Как ты ведёшь свой бизнес? Кто им рулит: ты или твой бухгалтер? Ты вообще занимаешься своим бизнесом?

Может быть, тебе перейти на другую систему налогообложения? Ты пришёл за кредитом, а как ты будешь его выплачивать? Ты понимаешь? Я считаю, что выдавать кредиты таким людям нельзя.

Конечно, есть крупные компании, у которых выстроена структура бизнеса. Но, если вернуться к малому бизнесу, то хотелось бы, чтобы он был более финансово грамотным.

Сейчас ситуация в чём-то схожа с 90-ми годами, когда мы были молодыми и начинали заниматься бизнесом. Чем мы тогда только ни занимались: ездили за границу и привозили оттуда какой-то товар, торговали, шили, налаживали какие-то производства. У меня знакомый начал тогда шить мужские «семейные» трусы, а сейчас он – крупный бизнесмен. Почему сегодня предпринимателям не определить наиболее перспективные в предложенных условиях ниши и не занять их? Разумеется, всё будет не так просто, как в начале 90-х: чтобы начать бизнес сейчас, нужны другие объёмы денежных средств. Но меры поддержки, когда мы начинали…

- Их просто не было.

- Конечно! Их не было вообще! Мы и не мечтали о каком-то гарантийном фонде, о фонде микрофинансирования, о фонде развития промышленности. А сегодня региональный фонд развития промышленности даёт кредиты под один процент для импортозамещения. И такие кредиты есть. Да, многие получают отказы, но фонд тщательно выбирает те проекты, которые можно реально осуществить. И таких проектов немало. Я, разумеется сужу по Московской области, которую хорошо знаю.

- А, может быть, опять, в ту же Турцию, поедут челноки, но уже не за рубашками, кроссовками и платьями, а за микросхемами, запчастями и так далее?

- Вполне возможно. И мы получим ввозной бизнес, но уже не челночный, а перестраивающий нарушенные санкциями логистические цепочки по доставке в Россию оборудования и деталей, которые у нас в стране не производятся.

Но я могу сказать, что и производственные компании развиваются. Строятся заводы. И смешно слышать, что у нас ничего не построено. Так говорят люди, которые не обладают достаточной информацией. Заводы строятся, это небольшие заводы, но они вводятся в эксплуатацию. Я могу сказать, что на территории Московской области шесть компаний ввели в эксплуатацию хорошие новые производства и получили от правительства области субсидии на инженерную инфраструктуру.

Я встречалась недавно с руководством предприятия в Подольске. Это – средний бизнес – небольшой завод, который сумел быстро переориентировать часть своих производственных мощностей с выпуска кабельной продукции на выпуск оборудования для её производства. И такое предприятие, уже сумевшее перестроиться, у нас не одно. И в каждом районе Московской области идёт производство, идёт строительство. Не так быстро, как нам хотелось бы, но оно идёт, оно работает.

Хорошо знакомый мне человек вводит в этом году в Электростали крупный завод по производству мебели для кухни. Мы говорили, что не совсем понятно, почему кухонную мебель завозят из Италии вместо того, чтобы производить здесь. И вот начнёт производить кухни крупное производство, оборудование для которого успели завезти из-за рубежа.

Или возьмём другой завод в той же Электростали. Я хорошо знаю там директора. Это – производство полотенцесушителей. Когда-то это было маленькое производство, арендовавшее маленький цех старого заброшенного завода. Сегодня это – крупнейший в России завод по производству такой продукции. И он был построен нашим субъектом малого и среднего бизнеса, и сегодня он выпускает продукцию, заменив иностранных производителей. И мы перешли на отечественные полотенцесушители.

Таких компаний, на самом деле, очень много. Я знакома с очень большим количеством субъектов малого бизнеса в Московской области, поскольку курировала их развитие, и таких примеров очень много.

- Надежда Афиногеновна, но мы ведь живём в эпоху международного разделения труда: электронные чипы уже США не выпускают в тех количествах, что раньше – их для всего мира производит Тайвань, у которого это получается лучше и дешевле всех.

- Я согласна с Вами: экономическая ситуация, в которой мы все уже привыкли существовать, сейчас развалилась. Есть целесообразность выпуска определённых товаров, когда тот же краситель проще привезти из той страны, которая специализируется на его выпуске.

Но мир живёт в таких условиях, когда периодичность кризисов показывает, что всегда должна быть какая-то замена. Может быть, мы придём к такому времени, когда это станет неактуально. Может быть, наши дети и внуки будут с сожалением вспоминать время, когда мы жили. Но мы имеем ситуацию, когда эта проблема есть.

- Да, и её решение требует времени.

- Увы, это не сделаешь на раз-два-три: становление любого производства – это определённый период. Но это – производство. Посмотрите, как быстро развиваются услуги, которые раньше были не очень развиты. Я, например, уже не хожу в магазин, а заказываю все продукты в Сбермаркете. Это настолько удобно, настолько комфортно: ты не теряешь время, не таскаешь тяжести. А я живу за городом, стараюсь брать сразу большие объёмы, например, воды, молока. И ведь мы раньше об этом не задумывались, теряли много времени, ходили по магазинам, выбирали, искали: а где тот товар, где этот товар. Теперь ты за пять минут заказываешь по каталогу свои любимые продукты, а на следующий день у тебя бесплатная доставка.

И так не только с продуктами – мы во многих случаях перешли на новый уровень сервиса. Почти никто не моет сейчас самостоятельно свой автомобиль.

Появились многие новые виды бизнеса. Поэтому я говорю: того, кто хочет и не боится в тяжёлое кризисное время заняться чем-то новым и востребованным, ждёт успех.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости