Мы давно не обращались к деятельности НИСИПП и связанных с ним организаций. Сегодня об одном из проектов института рассказывает Виктор Харченко.
- Итак, Виктор, речь у нас пойдёт о проекте нового мониторинга. НИСИПП, как я помню мониторинги уже запускал. В своё время был мониторинг развития малого бизнеса в регионах, которым занимался Александр Шамрай. Результаты того мониторинга привлекали немало внимания, особенно в регионах, оказавшихся ближе к концу списка. И вот вы решили запустить новый мониторинг, как я понимаю, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.
- У нас – несколько этапов развития этого мониторинга. Изначально он касался только банковского кредитования. Первые показатели на странице мониторинга касаются именно такого кредитования (это – первые пять показателей).
В январе этого года мы запустили ещё два показателя (внутри которых есть ещё четыре подпункта), связанных с государственной финансовой поддержкой. Тем самым мониторинг теперь охватывает все финансы, идущие как через банки, так и через государственные структуры. Поэтому мы можем сказать, что речь идёт о мониторинге финансирования малого бизнеса в текущих российских условиях.
А то, что делал в своё время Саша Шамрай, было устроено по-другому. Там было гораздо больше показателей, и касались они целого ряда других вопросов.
В принципе у нас есть задача на этот год, есть бюджет, в рамках которого мы хотим его расширять. Мы посмотрели отзывы по регионам, и у нас есть идеи, как расширить рамки нашего мониторинга.
- Знаете, Виктор, я недавно с подачи Владимира Буева, беседовал с двумя экспертами: Владимиром Самохваловым и Надеждой Карисаловой. Они много говорили о финансовой (в основном – банковской) поддержке малого и среднего бизнеса, причём говорили принципиально разные вещи.
Владимир Самохвалов утверждал, что банки и государство не дают бизнесу развиваться, отказывают в нужных ему крупных кредитах и так далее. Он, разумеется, человек работающий с малым и средним бизнесом, как управляющий партнёр компании СВС-Консалтинг.
Надежда Карисалова, работавшая вице-президентом банка «ВТБ-24» и заместителем министра инвестиций и инноваций Московской области (в обоих случаях она много занималась малым и средним бизнесом), наоборот, говорила, что банки готовы давать кредиты, но бизнес не соответствует требованиям для получателей таких больших кредитов, на какие он претендует.
А что творится с кредитами для малого и среднего бизнеса, с точки зрения экспертов, проводящих мониторинг по этим вопросам?
- Я вчера читал интервью заместителя министра экономического развития Татьяны Илюшниковой. Она отметила, что, если раньше кредитование малого и среднего бизнеса было поручено неким уполномоченным банкам, то сейчас практически во всех банках есть специальные подразделения, специальные продукты, ориентированные именно на малый бизнес, есть понимание, как с этим бизнесом работать, есть желание этим заниматься. Они встроены в механизмы выдачи поручительств и так далее. В принципе, на мой взгляд, инфраструктура есть.
С другой стороны, говорит Илюшникова, в связи с событиями не только прошлого года, но и двух предыдущих лет, когда резко поменялись условия, и стали иными возможности вернуть взятые кредиты, снизилось и число организаций, которые могли бы кредиты взять, и требования банков ужесточились. По её мнению, это не могло не произойти. И, если задача Минэкономразвития – создать возможности для кредитования, то задача банков – оценить риски по возврату полученных в качестве кредита средств и учитывать их при решении вопроса о выдаче кредита.
Тем не менее, если вы посмотрите на первую страницу нашего мониторинга, где есть информация о среднем объёме выданных кредитов, то увидите: в декабре 2021-го года и в декабре 2022-го года выдан примерно одинаковый объём кредитов в расчёте на одно МСП. Это 228 000 рублей на одно предприятие в декабре 2021-го года и 227 813 – это декабрь 2022-го года. В принципе – одни и те же числа, почти один и тот же объём выданных кредитов. При этом уровень кредитной нагрузки вырос, причём довольно значительно – на 25%. Была 1269 рублей, стала – 1610.
- Сразу задам вопрос по этим двум цифрам: почему одна осталась практически на месте, а другая довольно резко пошла вверх? Что это значит? Может быть, ставка по кредитам поднялась?
- Первая цифра показывает объём, который был выдан. Заработало большое количество программ поддержки малого предпринимательства: в первую очередь, запущенных на федеральном уровне, во вторую – оставшихся на уровне регионов. Они могут быть связаны, например, с перестройкой логистических потоков, поскольку так произошло, что многим предприятиям приходится менять логистику. И получение сырья для производства продукции, и продажа того, что произведено. Выстраиваются новые экспортные линейки, связанные с переориентацией экспорта.
На мой взгляд, появилось много продуктов, насколько я помню, больше пятнадцати, и таким образом, как показывает статистика (это – данные ЦБ и ФНС), что объём остался примерно тот же самый. А вот задолженность, кредитная нагрузка у субъектов – увеличилась.
Надо напомнить, что были запущены программы, дающие возможность переносить возвращение этих кредитов на более позднее время: произошёл механизм замораживания долгов. Поэтому объём остался тот же, а задолженность по кредитам выросла. При этом объём просроченных кредитов сократился в расчёте на одно МСП.
- Хорошо. Мы понимаем, что цифры среднего кредита – это средняя температура по больнице. Кто-то берет больше, кто-то не берет вообще.
- Всё верно.
- Но, тем не менее, приводимые средние цифры кредита (общую сумму делим на количество участников рынка, вне зависимости от того, сколько среди них компаний, вообще не бравших никакие кредиты) – это очень мало для бизнеса.
- Я не являюсь специалистом по кредитной политике, а смотрю на те голые цифры, которые оказываются у нас в руках при мониторинге: в разрезе на регион, в разрезе на предприятие.
Да, наверное, это – очень мало. Но, как я понимаю, государство не ставит задачу при помощи кредитов оплатить все предприятия.
- Разумеется. Кредиты выдаются под проекты развития, причём те, что банки признают перспективными.
- Да. И государство пытается исправить какие-то провалы рынка. Так, например, в прошлом году активно выдавали кредиты предприятиям, работающим в области туризма. Резко вырос спрос на внутренний туризм (понятно, почему). Он, конечно, вырос ещё раньше, во время пандемии, поскольку многие страны были из-за неё закрыты. Были разработаны специальные программы развития этого направления бизнеса, и кредиты здесь стали активно выдавать.
Понятно, что, допустим, торговлю никто так не поддерживал. Ещё какие-то сектора не поддерживали, а туризм поддерживали.
Так что эти средние цифры не показывают, как государственная поддержка повлияла на все бизнес-процессы. Мы пока до этого вопроса не дошли. Может быть, мы всё это ещё сделаем. Пока же мы этот инструмент сделали как бы для себя. Когда-то мы делали подобные отчёты бесплатно, развивая у себя экспертные навыки. Мы тренировали на этом своих экспертов, и все наши молодые эксперты, работавшие в институте за эти двадцать лет, так или иначе проходили через такой мониторинг. При этом мы результаты мониторинга не продавали: набивали на этом руку и делали публикации у себя на сайте.
Теперь речь идёт о продолжении этой истории. Мы стали более технологичной компанией, у нас есть компания Л-стар, занимающаяся ИТ-разработками, и её штат сейчас уже превышает общий штат НИСИППа и Бизнес-Тезауруса. Там есть разработчики, дизайнер и так далее. И на этом мониторинге оттачивают свои навыки наши молодые разработчики.
Беседовал Владимир Володин.