Мы продолжаем беседу с Сусанной Альпериной о работе продюсеров.
- Сусанна, Вы продюсировали разные проекты. А какие сложности возникают в работе продюсера?
- Всевозможные. Помните у барона Мюнхгаузена в пьесе Григория Горина есть пункт в распорядке дня главного героя: с 8-ми утра до 10-ти – подвиг. Вот продюсер тоже каждый день должен совершать какой-то подвиг, поскольку в процессе работы сталкивается с разнообразными трудностями.
Когда продюсировала фильм, то на первом этапе нужно было собрать деньги, на которые будешь сниматься кино. Были партнёры и инвесторы, но необходимая сумма не собиралась, и было решено собрать деньги на краудфандинге. Мы вышли на специальные краудфандинговые платформы, выставляли лоты. И именно там нашли основного инвестора. Это был человек, который нас хорошо знал, но именно там он увидел, что может помочь, проинвестировав кино.
А когда продюсировала короткометражный фильм, тогда у меня были свободные средства, которые смогла вложить в его производство.
Но средства ищутся самыми разными способами: продюсеры обращаются в различные фонды, соответствующие организации, проводят так называемые защиты проектов. И я тоже через всё это прошла.
Когда же средства уже получены, нужно помочь организовать съёмочный процесс, желательно в него не вмешиваясь. Создать условия для работы режиссёра, актеров, операторов и других специалистов на площадке. В первом случае у меня были еще и творческие амбиции — совмещала труд продюсера с работой над сценарием и поиском героев. Но нужно подчеркнуть, что в любом случае продюсер всегда в процессе, он, помимо того, что организует, приезжает на съёмочную площадку, смотрит, что происходит.
Параллельно со съёмками фильма происходит то, что я называю созданием рейтинга ожиданий картины: надо провести хорошо продуманную пиар-компанию, чтобы фильм заранее ждали, и подогревать к нему интерес. Причём это касается не только фильмов, но и любого проекта. Нужно заранее думать, как выходить с проектом в публичное поле, как о нём получше заявить, чтобы получить наибольший эффект. А когда проект готов (или параллельно с этим) нужно заниматься его продвижением, и это – тоже часть работы продюсера, который должен взаимодействовать с пиарщиками, с публицистами, с важными в этом направлении людьми.
Режиссёр, с которым мы снимали кино - Александр Бруньковский — любил повторять хорошую фразу: «Продюсер – это режиссёр жизни фильма». И это правда. Причём из этой фразы можно убрать слово «фильма» и вставить на его место слова «любого проекта»: режиссёр жизни спектакля, представления, фестиваля – всё это будет правдой. Ты должен думать, как это всё подать. Бывает: какой-то мимолетный разговор, и жизнь твоего проекта меняется - он едет на какой-то фестиваль, или организуется некий показ, благодаря чему его узнают. Или кто-то обращает на него внимание, и ты получаешь какой-то приз. Из этого и состоит жизнь и работа продюсера.
- Есть такое мнение, и оно очень распространено: продюсер – это мешок с деньгами и связями. Вас это не обижает?
- Нет. Да, я знаю, что я мешок со связями (смеется): я аккумулирую связи. В какой-то момент в Фейсбуке (до того, как его запретили) я увидела, что у меня закончился лимит подписчиков, а это – 5 тысяч, и поняла, что большинство из этих людей я знаю лично. У меня очень много знакомых за счёт журналистской работы - возможно, даже больше, чем у среднестатистического продюсера. Но главное – не то, сколько у тебя знакомых, главное – выделить из всех этих людей тех, кого можно подключить к исполнению конкретной задачи.
- При этом, как я Вас понял, продюсер работает над проектом и до того, как он запущен, и после того, как он готов.
- Да, на языке кино это называется предпродакшн и постпродакшн. Ещё до запуска проект разрабатывается, и этим занимаются как творческие люди, так и продюсеры. А когда работа над созданием проекта заканчивается, начинается процесс продвижения, и этим этапом занимается, в основном продюсер, но в контрактах у талантов также есть пункт о том, что они обязуются помогать в этом.
И по поводу того, что продюсер – мешок с деньгами. Он совсем не обязательно должен им быть, но должен уметь понимать, где и у кого эти деньги взять – это очень важный момент. И очень серьезный вопрос даже не столько, где, сколько у кого: когда я продюсировала фильм, то знала, что есть люди, готовые дать деньги, но я их не возьму в силу самых разных обязательств. А есть люди, работать с которыми я посчитала бы честью, даже если они не заплатят ни копейки.
- Тяжкая у Вас работа.
- Работа продюсера нелегка, но моя основная работа – писать. Хочу подчеркнуть еще раз, что я – не большой продюсер, не мэтр, не занимаюсь этим с утра до поздней ночи. У меня есть опыт, я постоянно что-то организую – продюсирую и поэтому называю себя представителем этой профессии. Но есть большие продюсеры с крупными компаниями, которые занимаются этой работой на совершенно другом уровне.
- Как журналист Вы работаете в «Российской газете». Какие задачи Вы ставите перед собой там? Какие идеи продвигаете? Какие темы Вам близки?
- Что касается журналистики, то в своё время я была воспитана на газете «Известия», мечтала там работать. В итоге попала в редакцию «Известий», где проработала несколько лет, Но это были уже не те «Известия», которые меня в свое время очаровали: там всё довольно быстро рассыпалось и менялось, была текучка кадров. В сегодняшние дни в «Известия» пришла стабильность, но это уже другая газета, по сравнению с той, что была в позднесоветское время и время распада СССР и появления новейшей российской журналистики.
В «Российской газете» работаю уже двадцать лет, что для меня самой стало неожиданностью. Разумеется, как в любом творческом коллективе, здесь разное бывает, но наше руководство занимает, с моей точки зрения, очень правильную позицию по отношению к людям творческим: хвалить и не мешать.
У нас большой отдел культуры, где работают и очень известные люди, такие, как писатель Павел Басинский, или журналист Игорь Вирабов. У каждого – чёткое направление: один пишет про современную музыку, другой – про классическую, кто-то пишет про литературу, я - про кино и медиа. Каждый занимается своим делом и отвечает за свой участок работы.
- В своё время (я имею в виду 90-е годы) газеты возникали, становились популярными, а затем исчезали. Можно перечислить навскидку: «Куранты», «Сегодня», «Русский телеграф», существовавшие ещё в советские времена, но поднявшиеся в перестройку «Московские новости» с их «дочкой» «Время МН», «Газета» - всех не перечислишь.
- Да, все помню. Тоже стояла в очередях у киоска с надписью «МН». Любила еженедельный журнал «Столица» Андрея Мальгина, жалею, что не сохранила экземпляры
Но, скажем честно: выжили только те издания, генеральные директора и главные редактора которых оказались хорошими продюсерами.
- Знаете, в своё время возникла такая газета – «Жизнь». У неё был сумасшедший тираж.
- А это – совсем другое явление: сейчас газеты превращаются в медиа-структуры. Газета «Жизнь» стала частью холдинга, который процветает. У него большое количество подписчиков - на сайтх, в социальных сетях. Газеты стали частью медиа-структур. Те же «Известия» или «КП». Наш холдинг называется «РГ-медиа». А в холдингах задействовано всё, что возможно – все новейшие технологии. Хотя, конечно, в стране есть места, где люди могут позволить себе только печатную газету.
- Сусанна, если резюмировать нашу беседу, продюсер – не тот человек, каким представляет его обыватель далёкий от этой стороны жизни. Но это человек, отвечающий за очень многие вещи в проектах, которые он ведёт, и, по сути, он должен быть многолик, как Протей.
- Да, это правда. И рук одновременно должно быть много (смеется).
- Сусанна, как человек, занимающийся продюсированием, скажите: как это получается.
- Благодаря чёткому планированию. Разумеется, всё каждый раз идёт не по плану, н, тем не менее, когда есть чёткое представление, что, когда и с кем нужно сделать, и возможность контролировать процесс на всех этапах, тогда всё получается.
Беседовал Владимир Володин.