Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Диана Гуц, партнёр коммерческой компании (ОАЭ) В Объединённых Арабских Эмиратах своя политика в отношении бизнеса. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Дианой Гуц о бизнесе, регистрирующемся в Объединённых Арабских Эмиратах.

 

- Диана, как я понял из Вашего рассказа, Объединённые Арабские Эмираты – очень богатая страна с очень высоким уровнем жизни.

- Да, очень высокий уровень.

- И сейчас они пытаются совершить экономическую революцию?

- Они, по-моему, её уже совершили: такой скачок за 70 лет – с верблюда на скоростное метро. Трамваи, поезда – нужно отдавать должное их маркетингу и менеджменту. В первую очередь, именно менеджменту. Это такой образец – на наших глазах, в краткосрочной перспективе государство может так стремительно развиваться, если правильно им управлять. При этом речь идёт о государстве, у которого, кроме нефти, никаких ресурсов нет. Нефть, солнце круглый год и Персидский залив.

- Диана, Вы можете сравнивать развитие бизнеса в Эмиратах с его развитием в России, поскольку хорошо это знаете и там, и там. Как можно соотнести поддержку бизнеса в этих странах?

- Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то в России дело обстоит достаточно просто: предприниматель идёт к государству просить у него денег. При этом он практически не имеет собственных финансов для создания своего бизнеса.

В Арабских Эмиратах, люди, уже имеющие бизнес в других странах, приходят просить ещё большие деньги под уже существующие денежные потоки. Это – другая ступень входа в бизнес. Если в России можно войти с нулём дохода и с тем же количеством рублей, будучи ИП или самозанятым, в Арабских Эмиратах (если мы говорим про нормальный бизнес) такого не бывает.

Если же сравнивать категории, то в России есть статус самозанятого, а в Эмиратах – статус фрилансера, который получает визу фрилансера. Но в России вы ничего не платите за получение этого статуса, а затем платите 6% налога. А в Арабских эмиратах каждый год, или раз в два года платите за лицензию, дающую право быть здесь фрилансером, но не платите никаких налогов.

- А юольшие деньги платятся за лицензию? Или вполне умеренные?

- При курсе 20 рублей за один дирхам (на самом деле, курс на 4 октября – 27 рублей за дирхам ОАЭ), чтобы удобнее было считать, годовая лицензия стоила 100 – 150 тысяч рублей в зависимости от вида деятельности. И 100 000 рублей нужно ещё заплатить за визу, поскольку, кроме лицензии должна быть виза. Так что за лицензию и визу, дающие право работать год, надо заплатить 200 – 250 тысяч рублей.

- Но, как я понимаю, в ОАЭ регистрируются люди, чьи занятия окупают такие расходы.

- Ну, кто тут фрилансеры: художники, фотографы, видеографы, журналисты. В основном речь идёт о людях творческих профессий. Среди них ещё – репетиторы, фитнес-тренеры, мастера маникюра и педикюра, парикмахеры. Такой вот перечень профессий.

- Это люди, которые занимаются профессиональной деятельностью в Эмиратах, или в любой стране, а в ОАЭ только числятся фрилансерами?

- Всё равно, где, и в Эмиратах конкретно. Причём в Эмиратах ты не можешь заниматься какой-то предпринимательской деятельностью просто так: либо у тебя есть лицензия, либо ты – сотрудник какой-то компании.

Вообще нахождение на территории ОАЭ предполагает визовый режим. Между Россией и Арабскими Эмиратами существует безвизовый режим на 90 дней, а, если ты должен находиться здесь дольше, то должен платить за визу. В среднем виза на два месяца при курсе 20 рублей за один дирхам она стоила 45 тысяч рублей. В ОАЭ вы можете получить: фриланс визу, рабочую визу, туристическую визу, визу талантов (она выдаётся известным спортсменам, певцам, другим деятелям искусства, врачам, педагогам –людям известным и знаменитым). Виза талантов выдаётся на десять лет и называется золотой. Плюс есть ещё категория инвесторских виз. Стандартная инвесторская виза на три года выдаётся при покупке жилья, стоимость которого превышает 205 тысяч долларов. И каждые три года ты продлеваешь и продлеваешь эту визу, лишить которой тебя никто не может, раз ты уже получил это право. И есть инвесторская «золотая» виза для тех, кто вкладывает более 500 тысяч долларов в какой-то бизнес или недвижимость.

- А много граждан России, уже пользующихся такими визами?

- Мы смотрели статистический отчёт: за год релоцировалось около тысячи двухсот компаний. С момента начала СВО такое количество компаний было открыто, либо различными консалтинговыми агентствами, либо самостоятельно.

Но вообще приехало очень много российских граждан. До этого в ОАЭ проживало примерно 300 тысяч россиян, сейчас стало на миллион больше.

- Может быть, следующий вопрос прозвучит странно, но всё же: «Что может дать регистрация в ОАЭ компании, продолжающей работать в России?». Или об этом речь не идёт?

- Будем честными: здесь у всех разные задачи. Например, если российская компания занималась экспортом в европейские страны, которые ввели против России санкции и отказываются теперь на этом основании покупать её продукцию, регистрация в Арабских Эмиратах создаёт фирму-прослойку, через которую можно работать со странами ЕС. Не надо забывать, что российские банки отключены от SWIFT, так что речь идёт и о финансовой логистике: перенаправляются финансовые потоки и платежи.

Аналогичная ситуация сложилась с теми компаниями, которые покупали за границей, в той же Европе или Америке, их высокотехнологичную продукцию. Теперь эту продукцию запрещено продавать в Россию. Более того, теперь российскому бизнесу зачастую приходится иметь две промежуточные компании, поскольку в договоре поставки каких-нибудь нано-чипов может быть специальный пункт, запрещающий компании-покупателю продавать их в Россию. Понятно, что в случае такого ограничения, введённого производителем, нужна ещё одна локальная компания, на которую будет оформлен договор продажи данной продукции, и только после этого товар может быть продан российской компании. При этом понятно, что груз будет напрямую идти в Россию.

Люди, занимающиеся покупкой любых, попавших под санкции товаров, вынуждены искать возможности для создания промежуточных юрлиц. При этом многие вынуждены закрывать свои юрлица на Кипре, поскольку Кипр присоединился к европейским санкциям, а также увеличил налоги, что сделало деятельность зарегистрированных там компаний невыгодной.

Конечно, в Арабских Эмиратах всех прельщает ноль процентов налогов с бизнеса при регистрации в свободной зоне и ноль процентов налога на зарплаты (никаких 13%, никаких социальных и пенсионных платежей, как в России).

Правда, если говорить об отсутствии пенсионных взносов, в ОАЭ нет пенсий. Вы можете всю жизнь работать здесь на какую-либо корпорацию, хоть Microsoft, хоть другую, такую же известную, но у вас нет пенсии. Свою пенсию вы должны формировать сами из своих доходов, потому что государство здесь никому ничего не должно.

Я могу ещё раз повторить: в ОАЭ есть нюансы, которые, действительно, и с точки зрения жизни, логистики этой жизни очень интересны, с точки зрения бизнеса, сервиса. А сервис, надо сказать, здесь на очень высоком уровне. Но есть какие-то вещи, которые россиянам покажутся не очень гуманными. Например, если ты сломал ногу, никто просто так не окажет тебе медицинскую помощь, потому что бесплатной медицинской помощи в ОАЭ нет. Предполагается, что у всех, кто находится на территории Эмиратов, есть медицинская страховка, которая должна покрывать все расходы. Если у тебя нет страховки, то извини – будешь лежать со сломанной ногой. Опять же – платное образование, причём и оно, и медицина достаточно дороги. Зато каждая больница – как пятизвёздочный отель, со всеми сервисами и услугами. В этом плане они, наверное, стоят тех денег, которые люди за них платят.

- Но, видимо, жители Эмиратов воспринимают эту ситуацию несколько по-иному, чем мы.

- Конечно. Моё поколение воспитано в духе советской реальности, и принципы гуманизма, воспитанные тем же комсомолом, у нас в крови. А в Эмиратах это всё – бизнес: школа – это бизнес, медицина – это бизнес. Государство выстроило систему таким образом, что везде всё – бизнес.

Но при этом правильно выстроена миграционная политика: никто не получит гражданство, если он не уроженец Эмиратов. Нет такой возможности: прожить всю жизнь в этой стране и в итоге получить паспорт. Паспорт даётся только по рождению и по наследству.

- А те, кто в Эмираты приезжает, получают только вид на жительство, но не паспорт?

- Да, у них только визы: двухлетние, трехлетние, пяти, десятилетние, но визы. И неважно, какая она – золотая или простая.

- Она не делает гражданином.

- Нет.

- И тем не менее люди едут.

- Едут, потому что им нравится страна в плане безопасности (хотя вызов полиции, например, к месту ДТП, здесь платный, стоит около 20 000 рублей), им нравится уровень сервиса. И люди делают выбор в пользу Эмиратов.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости