Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Роман Бумагин, кандидат социологических наук, координатор проекта ФОМ «Социология малого бизнеса». Малый бизнес переживает кризисы. Часть вторая.

Вторая часть нашей беседы с Романом Бумагиным посвящена кризису, связанному с конфликтом в Украине и введением западными странами санкций против России.

 

- Роман, пандемия, слава Богу, закончилась. Как, судя по вашим исследованиям, считают предприниматели: чем она завершилась? Я думаю, мнения должны быть разные.

- Мы последний раз с предпринимателями говорили на эту тему в декабре 2021-го года. Это – почти накануне следующего кризисного периода, связанного с СВО и усилением санкционного давления. И предприниматели говорили примерно так: нас эта ситуация закалила и подготовила к будущим вызовам. Не знаем, что там впереди, но мы готовы.

- А впереди оказался новый кризис, и вызовы, к которым предприниматели были, по их словам, готовы, не замедлили проявиться. Конечно, это – совсем другой по своей сути кризис: в пандемию нельзя было выходить на улицу, закрывались рестораны и салоны красоты – те, к кому должны были приходить люди. Сейчас основным движителем кризиса стали западные санкции: кому-то не хватает импортного оборудования, кому-то – запчастей к оборудованию, закупленному ранее. И это надо либо делать в России (а наладить с нуля производство непросто), либо покупать у того же производителя, но через посредников и сильно дороже. Как предприниматели смотрят на новые кризисные условия?

- Изучение этого кризиса мы начали с исследования «Голоса предпринимателей», где попытались зафиксировать их прямую речь. Это был массовый опрос. И тут следует обрисовать, чем исследования ФОМа отличаются от других исследований малого бизнеса, которые проводятся нашими коллегами.

Есть два принципиальных отличия: во-первых, мы скорее фиксируем внимание на внутреннем мире предпринимателя. Мы изучаем то, как предприниматели смотрят на мир, как они его ощущают, как переживают, как оценивают происходящее в сравнении с тем, что было, и как они прогнозируют будущее. Нам интересно представление людей, а фактура – что происходит – интересна в меньшей степени. Она интересна в основном как повод, чтобы возникли те или иные оценки, представления. Нас больше интересует ментальная составляющая, а не фактическая.

Мы не аудиторы, чтобы говорить предпринимателям: покажите ваши складские запасы и остатки на счетах по состоянию на последний день отчетного периода. Нам достаточно осуществляемой респондентом самодиагностики. В некоторых исследованиях мы видим и динамику: эти позиции убыли, эти – увеличились, но опять-таки нас интересует то, как эти изменения отразились в сознании предпринимателей.

Вторая особенность такова: благодаря тому, что ФОМ проводит в большом количестве репрезентативные опросы населения, мы в какой-то момент стали формировать базу «согласившихся». Мы спрашивали людей, могли бы они в будущем отвечать на наши опросы. И людей, давших своё согласие мы стали записывать в особый список. Сейчас в базе «согласившихся» уже около миллиона человек.

Предприниматели, как известно, составляют в структуре народонаселения всего 4%. У нас в базе «согласившихся», соответственно, несколько десятков тысяч людей, назвавшихся в опросе предпринимателями. Спустя некоторое время звоним им ещё раз и задаем несколько вопросов о характере их бизнеса (процедура паспортизации), и если они действительно оказываются зарегистрированными предпринимателями, они становятся участниками панели малого бизнеса ФОМ. Отличие этой панели от других подобных панелей, существующих на рынке, в её репрезентативности: она сформирована из случайно отобранных респондентов, входящих в базу «согласившихся», которая тоже была сформирована на основе массовых опросов и вероятностных выборок.

И вот наступает февраль 2022-го года, и мы обращаемся к респондентам, входящим в панель малого бизнеса (проводим репрезентативный опрос предпринимателей), задаем им ряд открытых вопросов: что у вас происходит? И люди начинают рассказывать. Дальше мы спрашиваем: как вы видите ближайшее будущее? Люди начинают говорить об этом.

Это – не привычные массовые опросы, где есть варианты ответов, тем более, что варианты ответов в тот момент не были известны никому. Мы фиксировали прямую речь, и это – первое исследование, которое было сделано. Это и были «Голоса предпринимателей.

Второе исследование – лонгетюд, который я уже упоминал (Лонгитюдные исследования или лонгитюды изучают одних и тех же людей на протяжении длительного времени. Их объектом может стать какая-то отдельная черта личности (например, те же склонности к успеху) или ее развитие в целом. Как правило, за группой испытуемых наблюдают в течение нескольких лет, периодически проводя срезы — замеры нужных показателей – В.В.). Он был запущен в июле 2021-го (еще в рамках кризиса, связанного с пандемией). Вторая волна[BR1] прошла в октябре того же года, третья – в январе 2022-го. И, наконец, четвёртая волна с некоторым отставанием от установленного ритма и графика была запущена в апреле 2022-го. Нам потребовалось время, чтобы самим сориентироваться, что будет происходить с малым бизнесом, сохранится ли он в том виде, в котором мы начали его изучать. И в рамках четвертой волны лонгитюда мы зафиксировали, что предприниматели, испытав начальный шок в феврале-марте, некоторое время – буквально 2-3 недели – находились в этом шоковом состоянии, но потом принялись за работу.

 

«Если санкции или ответные меры российских властей оказали негативное влияние на ваш бизнес, то в чём именно оно заключается? С какими проблемами ваш бизнес уже столкнулся в новой ситуации?

 

Общий рост цен, рост закупочных цен на товары и услуги, снижение курса рубля

«Во-первых, рост цен. Как вы понимаете, у нас ничего нет своего, даже иголок и ниток, поэтому, естественно, всё это импортное. И из-за введения санкций цены на всю фурнитуру подорожали, на фурнитуру, на ткань. Пока – рост цен. Пока других на себе последствий я не испытала».

«Ну, повышение цен существенное. Ну, на наш товар, который мы продаём. Соответственно, меньше клиентов, меньше прибыли».

«Очень повысилась стоимость расходного материала, например, очень. Если в магазинах все цены повысились, то проезд у нас в транспорте (я занимаюсь перевозками пассажиров) остался очень низкий. Это самая большая беда. Транспорт уже давно находится в плачевном состоянии, его нужно менять, весь подвижной состав, – а не на что. Вот пожалуйста вам: если раньше техобслуживание, до проведения спецоперации, мне вставало в 15–20 тысяч, то теперь 50–60 тысяч мне встает обслуживание одной транспортной единицы. Для меня это очень дорого. У нас проезд совсем низкий, мы не в Москве, не в каких-то больших городах. У нас маленький город. Понятно, что у населения денег нет, поэтому и проезд у нас очень низкий».

«С тем, то, что я закупаю товары в Китае и, как бы, я завишу от доллара, вот, собственно говоря. И мне пришлось поднять цены, потому что я не могу теперь, там, условно, продать за 10, а купить потом за 15, как бы, поэтому вот. Ну и вообще в принципе ситуация такая, что просто в принципе, как бы, рухнули у меня продажи, потому что сейчас не спортивные товары почему-то покупают».

«Объясняю: зарубежные товары у нас подорожали, но это как и должно было быть, в принципе, как и обещали. Я не понимаю, почему подорожали российские товары. У меня запчасти в основном российского производства, Волгаавтопром большая часть. Почему оно подорожало на 30–40%, не понимаю. Причём цены странные. Поставщики их либо задирают, либо завод

задирает, я не знаю».

Снижение спроса на товары и услуги (меньше работы, заказов, клиентов)

«Я занимаюсь грузоперевозками, у меня уменьшились заказчики. Заказчиков количество уменьшилось, то есть объём грузоперевозок упал. Второе: все расходные материалы, комплектующие на обслуживание, технику возросли, просто ушли в космос. То есть их берут просто с потолка. Необоснованная стоимость расходников. Доходит до того, что за 5 литров масла хотят 10 тысяч рублей, – это просто абсурдные цены. Даже объяснить не могу, просто

какой-то происходит абсурд. Антимонопольные службы, я считаю, вообще не работают и не исполняют свои функции, как-то так. А объём грузоперевозок упал однозначно. Объёма как такового нету, есть какие-то старые заказчики. Народ, грубо говоря, есть не перестанет, но и там все равно объём упал. Вот такие вот дела».

«Ну, у меня гостиничный бизнес, поэтому заявки на лето прекратились».

Из отчета по результатам исследования «Голоса предпринимателей», 2022 год.

 

- Есть ощущение, что активность «низовых рыночных единиц», в том числе представителей малого бизнеса и помогла преодолеть санкционный шок. Своей аетивностью эти люди выправили общую ситуацию.

- А что даёт ваш мониторинг?

- Наш лонгитюд (это не совсем мониторинг, оно не реферерирует ко всей свовкупности российских предпринимателей, мы следим именно за судьбой конкретных 700 предпринимателей и их бизнесов), показал резкий провал в конце 1-го – начале 2-го квартала 2022-го целого ряда показателей, но затем, до мобилизации, был серьёзный отскок. Был всплеск оптимизма в июле – августе прошлого года. Люди поняли: жизнь продолжается, несмотря ни на что.

Сейчас мы подводим итоги качественного исследования предпринимателей – летом этого года мы провели более двух десятков т.н. КЭП-сессий – дискуссионных групп с коммуникабельными экспертами-предпринимателями. В конце года выйдет наш третий масштабный доклад.

 

 

Адаптация предпринимателей к последствиям санкций

К маю 64% опрошенных предпринимателей пришлось принять меры по адаптации к изменившейся экономической ситуации; 36% продолжают вести бизнес практически без изменений.

Среди тех, кто ощутил влияние санкций, что-то менять в своей деятельности пришлось 76%. Однако и 27% тех, кого санкции не коснулись, тоже понадобилось адаптироваться к изменившейся экономической ситуации.

Самыми частыми способами адаптации являются изменение цен на товары, услуги (46% по выборке и 56% среди тех, кто ощутил влияние санкций), поиск новых клиентов, покупателей (33 и 41% соответственно), смена поставщиков (28 и 34%), оптимизация издержек на сырье, материалы (28 и 34% соответственно). Все это свидетельствует о значительных изменениях бизнес-процессов, затронувших разные аспекты деятельности предпринимателей.

 

Реакция предпринимателей на санкции и контрсанкции

Как представители малого бизнеса оценивают влияние санкций на их бизнес и адаптируются к изменениям

 

Влияние санкций на малый бизнес

В ходе четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ 73% предпринимателей сообщили, что новые санкции или контрсанкции оказали негативное влияние на их бизнес, 25% такого влияния не отметили.

Самым распространенным негативным последствием для бизнеса стало уменьшение числа заказов, клиентов. Об этом заявили 44% опрошенных (в группе тех, кто ощутил влияние санкций, – 60%). Это неудивительно: в условиях кризиса люди начинают сокращать потребление и больше сберегать, то есть спрос падает (подробнее об этом см. в материале «Потребительское поведение россиян в кризисы»). Даже если кто-то из представителей малого бизнеса и вошел в число бенефициаров ажиотажного спроса в начале марта, когда одни потребители запасались впрок продуктами и предметами первой необходимости, а другие закупали товары западных компаний, уходивших с российского рынка, то к середине апреля, когда проводилась четвертая волна Лонгитюда, спрос на товары и услуги малого бизнеса, видимо, снизился.

 

Ожидаемые последствия санкций

Никаких положительных последствий от санкций для своего бизнеса не ожидают 54% предпринимателей. Среди ощутивших влияние санкций таких несколько больше, чем среди тех, кого санкции не коснулись, однако различия в мнениях по этому вопросу не так уж велики (56% против 48% соответственно). Положительных последствий ждут 32% опрошенных (среди пострадавших от санкций – 29%, среди не испытавших влияния санкций – 39%).

Наиболее часто упоминаемым положительным следствием санкций является увеличение спроса на товары и услуги. На это надеются 13% опрошенных. Такой ответ чаще дают те, кого санкции не затронули (18%), чем ощутившие их негативное влияние (11%).

Другие положительные следствия санкций, по оценкам представителей малого бизнеса, включают снижение конкуренции (12%) и импортозамещениеразвитие производства в стране (6%). Различий в частоте этих и других, набравших 2% и менее, ответов в рассматриваемых нами группах не наблюдается.

При этом 65% предпринимателей уверены в том, что новые санкции не приведут Россию к экономическому краху (среди тех, на кого санкции влияния не оказали, так считают 85% респондентов). 22% опрошенных придерживаются противоположной, пессимистичной, точки зрения. Среди тех, кого коснулись негативные последствия санкций, 26% допускают крах российской экономики, среди не пострадавших от санкций – только 9%.

 

Доклад Реакция предпринимателей на санкции и контрсанкции

Как представители малого бизнеса оценивают влияние санкций на их бизнес и адаптируются к изменениям

 

Беседовал Владимир Володин.



 [BR1]Волна – общепринятый термин. «Фраза «так мы называем» здесь избыточна.


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости