Это – завершающая часть беседы с Надеждой Карисаловой о женском и социально ориентированном предпринимательстве.
- Надежда, но, если социально ориентированное предпринимательство имеет какие-то обозначенные законом границы, то женское предпринимательство, с которого мы начали нашу беседу, не ограничено ничем.
- Конечно. И, кроме названных уже направлений бизнеса, есть ещё немало других. Вот, например, сельское хозяйство – тоже очень сейчас развивается, и я смотрю за теми направлениями, которые вырабатываются: среди них есть новые мероприятия по поддержке бизнеса на селе. Они как раз позволят привлечь женщин-предпринимательниц в этот вид бизнеса.
Можно назвать меры поддержки развития агротуризма: в последние два года среди новых направлений в Минсельхозе Российской Федерации очень активно пошла именно поддержка агротуризма.
- Агротуризм — это что, когда люди приезжают в деревню что-нибудь сделать?
- Да, это создание условий для активного отдыха на селе. Сейчас очень много таких компаний, куда приезжают, например, овечек покормить.
В Московской области есть и более экзотические фермы: лам содержат, улиток. И вот компании, которые занимаются такой сельскохозяйственной деятельностью, начинают заниматься ещё и агротуризмом: туда можно приехать, посмотреть на экзотических питомцев, вместе с работниками компании покормить их, приготовить для них еду, ну и поучаствовать в некоем сельхозпроизводстве.
Сейчас действительно таких компаний очень много. Там, допустим, с лошадками, там с овечками, там можно приехать корову подоить. Вот наш известный сыровар Сирота: у него тоже существуют такие экскурсии на его производство. Там можно покормить коров, подоить их, посмотреть, как делается сыр. И люди приезжают, платят деньги за такие экскурсии.
На сегодня в Российской Федерации Минсельхоз выделяет деньги на создание таких компаний в области агротуризма. Это не туризм, требующий создания гостиниц и так далее, а такой своеобразный туризм на селе.
И я могу сказать, что по итогам прошлого 2023-го года из 63 регионов было 223 заявки на поддержку таких стартапов, из которых отобрали 73 проекта: каждый третий проект получил поддержку от государства.
- Что именно можно было получить?
- Можно было получить максимально грант до 10 миллионов на создание такой агротуристической компании. Правда, это возможно при условии, что ты сам вносишь в этот проект 25 миллионов. Внёс свои деньги, тогда ты можешь получить от государства грант в 10 миллионов. И тогда ты создаёшь, допустим, экоферму, или еще что-то того же направления.
- Надежда, когда речь шла о социально ориентированном предпринимательстве, то там были понятные критерии, что к нему относить. А в случае с агротуризмом что-то есть, кроме вложения в стартап своих денег?
Семь лет назад я сталкивался с агрогостиницами в Беларуси. Там не давали грантов, поддержка шла за счёт налоговых льгот. А критерий был очень чёткий: гостиница при агроферме, причём любой: мы были в такой гостинице, окружённой парниками с клубникой, помидорами и прочим.
- У нас, естественно, очень важно, чтобы ты что-то производил. Заявителями на получение гранта могут быть только те компании, которые что-то производят: предъявите свою продукцию, просто так получить деньги невозможно. При том, что эти деньги должны идти как раз на развитие агротуризма.
Ещё одним важным критерием оценки этих проектов является количество посещений, на которое рассчитывает компания. Ты прогнозируешь, что, создавая такой объект агротуризма, ты будешь принимать у себя столько-то людей. И вот, чем больше посещений, тем у тебя выше будет количество баллов при оценке твоего проекта. Здесь всё не просто так.
Естественно, создавая такой проект, ты берешь на себя определенное обременение: этот проект должен будет пользоваться спросом у населения. Да, ты должен создать нечто такое, на что к тебе будут ездить и смотреть. И я знаю, что такие компании действительно очень пользуются спросом, потому что, допустим, нам в выходные есть куда свозить детишек. Да, в такие вот компании едут смотреть на лам, на страусов, смотреть на всяких там улиток, посмотреть, как делается сыр и так далее.
- Будем честными: для детей это, конечно же, интересно и познавательно.
- Разумеется. Или вот у нас в Коломне улиток выращивают. Это тоже интересно. Кто-то выращивает какие-то ягоды, люди могут приезжать на сбор урожая.
Я считаю, что это тоже очень такое интересное направление, которое в том числе способствует развитию туризма. У нас в Российской Федерации, действительно, есть на что посмотреть, а агротуризм добавляет интереса.
И, естественно, непосредственно сам туризм тоже поддерживается, но это более-таки большие проекты: это, допустим, строительство кемпингов, глэмпингов и так далее, или создание определенной инфраструктуры. Это может быть создание специальных новых туров.
И это направление поддерживается по линии Минэкономики Российской Федерации как само развитие туризма. Там тоже есть гранты. Допустим, если отель на берегу реки, но у него не благоустроена пляжная территория, этот отель может попросить грант на конкурсной основе на благоустройство пляжной территории до 10 миллионов рублей.
Что туда входит? Допустим, приобретение оборудования, снаряжения, все вот эти шезлонги, например. И если ты благоустроишь эту пляжную территорию, можно получить грант. Или очень сейчас важно создание новых туристических маршрутов, очень интересных маршрутов.
- Понятно, что нужны новые туристические маршруты: закрылись многие зарубежные направления, и людям нужны альтернативные места отдыха в России.
- Да, мы с вами видим: те, кто никогда в жизни не ездил по России, образно говоря, почти не знали свою Россию, сегодня открывают её для себя. Я вот в этом году съездила в Дагестан и была поражена, даже не верилось, какая это красота. Эти каньоны, эти березовые реки… Это действительно очень интересно, очень красиво.
И сейчас есть субсидии до 3 миллионов рублей от Минэкономразвития на создание новых туристических маршрутов, создание электронных путеводителей. Бизнес может получить этот грант на развитие нового туристического маршрута. Это тоже, я считаю, очень интересное направление: поддержка со стороны государства означает, что мы хотим развивать бизнес, который бы помогал нашим людям отдыхать в своей стране, путешествовать по ней, лучше её узнавать и понимать. Это очень важно.
А есть целый ряд видов бизнеса, связанных с услугами, с общественными направлениями, которые как раз малый бизнес и может создавать. Такие виды бизнеса коммерчески более успешны и очень нужны населению. И я очень рада, что в этот бизнес действительно очень серьезно вовлекаются именно женщины-предпринимательницы.
- Надежда, Вы опять имеете в виду женский бизнес?
- Да. сейчас являюсь амбассадором Союза женщин России, возглавляемого Екатериной Филипповной Лаховой, и, выезжая в регионы, вижу, что именно сейчас женщины-предпринимательницы все более активны в создании новых видов бизнеса, бизнесов, которых не было никогда. Да, образно говоря, мы никогда с вами не ели, например, торты без сахара. Сейчас девушки это все создают.
- Я их ел еще в советское время.
- Но их было очень мало.
- Мало.
- А сейчас чего только нету. Действительно, наши женщины-предпринимательницы могут предложить тебе такие вещи, о которых ты даже никогда не думал и не мечтал. Поэтому я считаю, что молодцы наши девчонки, которые не сидят на месте, которые вечно что-то нам предлагают, придумывают.
- Хорошо. А что бы вы, я имею в виду Союз женщин России, могли бы им предложить?
- Что предложить? Например, Союз женщин России предлагает, чтобы все-таки определенная часть конкурсных процедур проходила в электронном виде. До сих пор этого нет, и такое положение не позволяет определенному количеству женщин со всей России участвовать в этих конкурсных процедурах, потому что подать заявку на бумаге непросто. Вы представляете, как на бумаге сформировать бизнес-план, все нарисовать, все подписать и потом его привезти, отправить. Вот если бы все конкурсные процедуры проходили в электронном виде через портал госуслуг, чтобы заявку можно было подать в электронном виде с подписью ЭЦП. Это было бы неплохо. А сегодня заявки на конкурс Минсельхоза по агротуризму приходят на бумаге. Вы представляете, как из регионов отправить такие заявки, причём, естественно, с фотографиями?
Кроме этого, обратите внимание: в составе конкурсных комиссий огромное количество мужчин. И было бы неплохо, чтобы допустим, на федеральном уровне в комиссию входила бы представитель Союза женщин России, а на региональном уровне - региональный представитель Союза женщин России. Они участвовали бы в этих конкурсах, в конкурсных процедурах по отбору проектов. Потому что у женщин все-таки особый взгляд на такие проекты.
И ещё было бы неплохо, чтобы вообще в целом мы пришли к тому, что развитие женского предпринимательства является определенным движением. Поэтому хотелось бы, чтобы во всех национальных проектах, которые существуют, в Российской Федерации было бы отдельное направление для развития женского предпринимательства в той или иной отрасли. Это тоже, я думаю, мотивировало бы наших женщин-предпринимательниц более активно развивать своё дело, потому что зачастую конкурировать с мужчинами непросто, а в некоторых направлениях, конечно, женщины проигрывают мужчинам.
И если бы были специальные направления именно только для женщин-предпринимательниц, я думаю, это мотивировало бы наших женщин-предпринимательниц более активно заниматься бизнесом, более активно создавать рабочие места. И, скажем честно, я знаю, что эффективность женского бизнеса — более высокая, а сам он более стабилен. Компании женщин-предпринимательниц работают, они не банкротятся, не закрываются, а мужчины вечно влезают в какие-то непонятные проекты. И я считаю, что может быть, для определенных видов деятельности было бы неплохо создать отдельное направление, где участвуют именно женщины-предпринимательницы.
Вот такие мои предложения.
Беседовал Владимир Володин.