Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как готовиться к путешествию с помощью системного подхода.

Собираюсь в очередную поездку. Решил лететь налегке, поэтому беру маленький чемодан для ручной клади. Для лишних вещей нет места, поэтому надо взять самое важное. В процессе подбора вещей родился методический пример: как объяснить несколько понятий системного мышления.

О чём следует подумать

Мы будем говорить про разные типы объектов — функциональные и физические.

Предмет или вещь можно рассмотреть с функциональной точки зрения, и тогда нам важна его функция, или посмотреть на его физические характеристики, и тогда нам важно увидеть его в реальности.

Мне в поездке понадобятся шорты и плавки. Обычно мы не осознаём, с какими объектами имеем дело. Но даже, если мы не различаем понятия «функциональный объект» и «физический объект», это не мешает нам принять правильное решение в данном бытовом примере. Однако, при создании сложных систем разделение этих двух понятий будет полезно. В этом состоит суть системного мышления.  

Начнём сборы

«Шорты» и «плавки» на стадии сбора вещей — это функциональные объекты, то есть не конкретные физические объекты. Шорты и плавки имеют разные функции и это самое важное в процессе проектирования.

Сейчас я замысливаю поездку и необходимые системы, которые будут в ней использоваться. Поэтому я размышляю о системах как о функциональных объектах: что мне понадобится (функциональные объекты), чтобы я был обеспечен всем необходимым и исполнять разные роли.

Когда я моделирую будущее, то в первую очередь, думаю о функциональных объектах.

Введём ограничения

Далее, из-за размера чемодана я решаю, что я могу взять с собой только одну конкретную физическую вещь (физический объект), которая будет служить шортами или плавками в зависимости от ситуации.

Не любая вещь подойдет на обе эти роли одновременно (роль — это синоним функционального объекта). Но, к счастью у меня нашлась такая вещица: это длинные плавки-шорты синего цвета фирмы Boss. Они будут выполнять функции шорт или плавок. Эту вещь я и беру в поездку. Теперь в разных ситуациях я буду использовать конкретный физический объект — длинные плавки-шорты.

Разберёмся, как устроены понятия

Предметы и вещи, которые нас окружают, обозначаются теми словами, которыми принято называть их в обществе. В культуре часто принято давать названия предметам по их основному функциональному использованию.  

Мы может говорить, что вещи, называемые «шортами» и «плавками» унаследовали имена из функций соответствующих функциональных объектов. Так, шорты получились из укороченных брюк, а самолет как объект, главная функция которого самостоятельно летать.    

Будем практиковать системное мышление

Хороший навык системного мыслителя — различать контекст использования слов «шорты» и «плавки». В каждом высказывании можно отследить: идёт ли речь о функциональных объектах или о конкретных физических экземплярах (объектах, вещах).

Например, вот два высказывания: “я думаю, что в поездке мне будут нужны шорты” и “я возьму с собой вот эти синие шорты. В обоих предложениях одно и то же слово “шорты”, но в первом предложении - это функциональный пример, а во втором - физический.

Такой навык, в числе многих других навыков системного мышления, особенно пригодится, когда вы будете иметь дело с системами в ваших рабочих проектах.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости