Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Смирнов, доктор экономических наук (ИНИОН РАН). Проблемы будут всегда, но они решаемы. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Сергеем Николаевичем Смирновым.

 

- Сергей Николаевич, мы с Вами говорили о промышленном производстве. Это, разумеется, важнейшая отрасль экономики, но ведь есть и другие отрасли, тоже играющие большую роль.

- Да. можно посмотреть цифры по тому же сельскому хозяйству. Оно, кстати, в отличие от промышленности, сократилось незначительно. Там практически на том же уровне осталось. Правда, очень велик разрыв между регионами, где оно больше всего выросло и более всего сократилось. Например, в Тверской области, а это северная, или, скажем так, относительно северная область, рост на 21%. А сократилось сельхозпроизводство почти на четверть в Курганской области, Кстати Курганская область, по материалам Счетной палаты, сейчас вошла в число десяти наименее развитых регионов.

Я не очень понимаю, почему названы именно эти регионы, хотя где-то внутренний голос подсказывает, что, например, Республика Тыва туда обязательно должна была войти. А вот поэтому там оказалась Республика Карелия, не знаю. Это зависит от того, какие критерии там были.

- Это уже как раз к теме поддержки регионов?

- Да. Не так давно выступал, по-моему, Мишустин и сказал, что мы должны выделить отставшим регионам определенные средства по одному, кажется, миллиарду рублей, чтобы они подтягивались ко всем остальным.

С одной стороны, это вроде правильно. Я люблю высказывание Петра Аркадьевича Столыпина о том, что все части страны должны прийти на помощь слабейшим. В этом оправдание существования государства как единого целого.

Но, с другой стороны, значит, пришли, помогли на этот самый миллиард рублей: с одной стороны, это копейки. С другой стороны, федеральная власть ставит галочку: я вижу проблему, и мы будем её каким-то образом решать. Когда смотришь, а я вчера тоже посмотрел вот эти индивидуальные программы развития точнее, доклад Счетной палаты на эту тему, которая предлагает изменить подходы. И там действительно вы знаете, мне это что-то как говорится, смутно напоминает. А напоминает мне это некие федеральные целевые программы, которые были в свое время, и в частности, программу антинаркотическую, к оценке результатов которой мы в свое время как Высшая школа экономики были привлечены. Мой институт конкретно этим занимался, и там было безумно интересно.

Там были конкретные программы: вот столько-то направить на лечение, на столько-то закупить лекарства и так далее, и тому подобное. Но были мероприятия ни о чем. Условно – поезд здоровья, который едет, проводит мероприятия и отчитывается числом проведенных мероприятий и числом посетивших их людей. Я извиняюсь, это можно проконтролировать.

И Счетная палата обращает внимание, что по этим индивидуальным программам развития я не помню точно, как это они называют, являются идеологическим обеспечением тех или иных мероприятий. И аудиторы Счётной палаты предлагают сократить их количество, сократив соответственно бюджетные средства, которые будут направляться на эти мероприятия, поскольку оценить, насколько это эффективно, не представляется возможным.

- Возникает резонный вопрос: как оказывать поддержку регионам в такой ситуации?

- Знаете, я, конечно же, поддерживаю глобальную идею, что слабейшим регионам надо помогать, но есть целый ряд моментов, которые необходимо учитывать. Я считаю, что если финансовые ресурсы на индивидуальные программы развития ограничены, то должна быть некая конкурсная защита тех проектов, которые предлагают регионы. Я в свое время входил в экспертную группу по федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. И там проекты представлялись. Конечно, главное было получить средства из федерального бюджета. Причём деньги выделялись на условиях софинансирования: 20% давал федеральный бюджет, 5% — регион, все остальное — это были негосударственный инвестиции. И основное было получить денежки из федерального бюджета.

Да, было реализовано несколько проектов, но значительная часть осталась, как говорится втуне, или была реализована не в полной мере. И, мне кажется, что если есть 10- 15- 5 регионов, которые нуждаются в индивидуальных программах развития, то они должны защищать свои проекты перед вполне серьезной конкурсной комиссией, с определенными критериями отбора. И не обязательно размазывать эти деньги между всеми 10 регионами. Может быть, пусть кто-то получит в 5 раз больше, чем тот регион, у которого нет проектов. Выплачивать же деньги впустую: на зарплату, на какие-то социальные выплаты — это все безумно нужно, но это не в рамках подобного рода индивидуальных программ развития. Иначе опять все закончится тем, что где-то кто-то скажет: вот у меня есть проект, он будет эффективный. Ну давайте вот завтра мы выделим средства.

- Сергей Николаевич, у меня уже набралась уйма вопросов: во-первых, насколько я помню, у нас дотационных регионов больше половины от общего количества. Понимаете, а что вот они все охвачены индивидуальными программами или только избранные, только 10?

- Только 10 избранных.

- Самых худших, по мнению тех, кто разрабатывал эти индивидуальные программы развития, было отобрано 10 регионов. Некоторые из них я уже перечислял. В основном это республики, но есть и области, причем понятно, какие: та же самая Курганская, как я уже говорил.

- А каковы условия выделения этих денег? Это что: вот чем громче кричит губернатор, тем больше он получит средств?

 

- Там средства распределяются поровну между всеми регионами. Вот есть некий бюджет проекта, и распределяется все поровну. Куда пошли деньги, да зачем они пошли? Вам выделили средства, а вы сами набирайте проекты, в том числе со значительным количеством обеспечивающих мероприятий, против которых выступает в своём докладе Счётная палата. Вьгам.сем сестрам по серьгам.

- Хорошо, но откуда берутся эти деньги? Их забирают у регионов-доноров, которых у нас не так много?

- Деньги берут из федерального бюджета. По какой конкретно статье: честно говоря, я не смотрел эту кодификацию, но это федеральный бюджет, других денег просто быть не может.

- Как говорила когда-то Маргарет Тетчер: "Нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков! ". Думаю, что и федеральный бюджет России пополняется таким же способом.

- Да, перефразируя одного известного отечественного политика: других денег у нас для вас нет.

Это понятно, но дело в другом: какой толк от этого всего, результаты есть от этого миллиарда. или ситуация такая, что они не отслеживаются. Вот Счетная палата отследила эти результаты и так уклончиво отметила: глобальных прорывов, конечно, нет, но где-то, в некоторых из этих регионов темпы роста экономики оказались выше общероссийских.

- А что будет дальше?

- Это не очень понятно, но здесь нужно постоянно мониторить ситуацию. Что будет вот в этом году с этими миллиардами тоже не очень понятно, насколько прислушаются к Счетной палате. Не надо забывать, что в данном случае, конечно, против новых методов, выступят представители самих регионов: им же этот миллиард просто должен с неба упасть, как говорится, бог послал. И что – теперь отнимут?

А есть еще один вопрос, который, кстати, в материалах Счетной палаты не упоминается: каким будет состав регионов. Пусть их опять будет 10, пусть федеральная власть скажет: я могу потратить те же 10 миллиардов, но в составе этих регионов, как пишет Счетная палата, есть такие, чьи темпы развития экономики выше чем среднероссийские. Так, может быть, на следующий год их исключить и кого-то подтянуть, потому что регионов с невысоким уровнем социально-экономического развития у нас достаточно много.

- У меня странный и неприятный вопрос: а если завтра деньги на эти программы в федеральном бюджете неожиданно закончатся.

- Разумеется, ничего вечного нет. Может случиться и так, что федеральный бюджет будет сворачивать некоторые программы, которые он сейчас финансирует, потому что сейчас, например, с нефтью очень неоднозначная ситуация по сравнению с прошлым годом ситуация, мягко говоря, неоптимистичная.

И просто будут сворачиваться какие-то неэффективные программы, как мне кажется. И вот подобного рода поддержка слаборазвитых регионов, она будет, конечно, осуществляться в той или иной форме, но не очевидно, что в рамках индивидуальных программ развития.

- Но для таких ситуаций есть средство, надо сказать, применяющееся в разных странах: включается печатный станок.

- Да, не исключено, но в этом есть свои нежелательные последствия. Так что надо наблюдать за ситуацией, как она будет меняться.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости