Распоясавшиеся мошенники уже напрягают Центробанк и Генпрокуратуру
Граждан России следует защитить от сомнительных консультантов, весьма активно предлагающих сегодня услуги по решению долговых проблем, решили российские банкиры и совместно с правоохранительными структурами обсуждают соответствующие законодательные меры.
Как сообщает РБК со ссылкой на источник в крупной кредитной организации, банкиры ведут обсуждение с ЦБ РФ и Генпрокуратурой изменения в закон «О рекламе», которые, по их мнению, должны остановить вал предложений таких услуг. Об этом также сообщил изданию глава департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгений Сеньковский. По его словам, одна из возможных мер может касаться ограничения рекламных кампаний типа «спишем все долги» в интернете.
В то же время ФАС предложение о борьбе с теми, кто обещает сбросить с легковерной публики «долговое бремя», пока не получала, но если такая инициатива поступит, то «служба рассмотрит его в установленном порядке», заверил представитель ведомства.
Источник в ЦБ пояснил, что оказание услуг «раздолжнителей» сегодня не регулируется законодательно, что способствует появлению фирм, предлагающих клиентам заведомо ложные решения, чреватые финансовыми потерями.
По словам партнера и руководителя направления «банкротство и суды» компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Павла Новикова, зачастую гражданам навязывают идею личного банкротства, за которой следует продажа практически всего личного имущества должника, оспаривание сделок и невозможность получить кредит в дальнейшем. Об этих и других неприятных последствиях «избавители от долгов», понятное дело, не предупреждают своих клиентов.
Представитель одного из крупных банков заявил изданию, что «тенденция предложения услуг „списания долгов“, „избавления от долгов“, „очищения кредитной истории или кармы“ приобретает уже характер эпидемии».
По мнению экономиста, члена наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, намерения банковского сообщества и правоохранителей в данной сфере можно только приветствовать.
— Зачастую под вывесками об оказании столь привлекательных услуг скрываются откровенные мошенники. Они зачастую предлагают попавшим в сложную ситуацию людям снижение финансовой нагрузки, однако на самом деле ничего подобного не происходит.
Причем используются самые разные схемы — скажем, предлагают снизить проценты по кредиту. При этом нужно заплатить за консультации, которые, как позже выясняется, ничего не дают. Соответственно, процент остается прежним, задолженность по кредиту растет, актуальность кредитной истории тоже растет, а денег уже вернуть…
«СП»: В этом плане требуется именно специальное законодательство или, может, достаточно имеющейся статьи о мошенничестве и всего, что с ней связано?
— Здесь проблема заключается в том, что сам факт мошенничества довольно сложно доказать на практике. Они же называют свои услуги «консультациями» и тому подобными терминами. Поэтому применение именно специализированного законодательства позволит прижать мошенников достаточно серьезно.
«СП»: Но ведь такие компании должны получать какие-то лицензии.
— Далеко не всегда. Тут дело именно в отсутствии специализированного законодательства. Конечно, ситуации бывают разными, но зачастую у них вообще нет каких-то разрешительных документов. Поэтому один из вариантов, способных улучшить положение — введение довольно жесткого лицензирования.
«СП»: Но почему бы подобного рода услуги не оказывать компаниям, имеющим отношение к ведущим банковским структурам?
— На сегодняшний день они подобные услуги практически не предлагают. Для крупных банков эта ниша не очень интересна. Но, как говорится, было желание. Если будет дана команда — они все сделают без проблем, необходимые кадры и потенциал у них имеются.
Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев указывает, что непростая ситуация с физическими лицами, накопившими немалые долги по кредитам, складывается уже на протяжении длительного времени.
— Количество потенциальных банкротов в стране довольно велико. Они стали появляться после широкого внедрения банками системы потребительского кредитования. И нет ничего удивительного, что численность тех, кому нечем рассчитываться по кредитам, постоянно растет. А если их становится много, то вполне логично, что появляются желающие заработать на этом представители мошеннического бизнеса.
Мне тоже постоянно звонят некие лица, предлагают избавить от долгов, которых у меня нет. Это говорит о том, что люди незаконно достают базы данных, через различные официальные структуры. То есть якобы гарантированная законом неприкосновенность частной жизни у нас соблюдается довольно слабо. Не секрет, что порой мошенники получают доступ и к кредитным историям граждан.
«СП»: Может, у нас слабо развито финансовое просвещение граждан, чтобы они понимали опасность доверия обещаниям «полного избавления от долгов»?
— Что ни говори, а народ у нас очень доверчивый, хотя истории 1990-х с МММ вроде бы должны были чему-то научить. Но нет. К тому же на подобные уловки попадаются не только простые люди, но даже банковские работники, сотрудники силовых структур, переводят непонятно кому деньги.
«СП»: Можно ли найти эффективные способы противодействия этому мошенничеству?
— На мой взгляд, действующих правовых инструментов достаточно, но дело в нежелании соответствующих структур — это ведь довольно трудоемкое дело. К тому же здесь требуется профессиональное владение цифровой грамотностью, а нехватка специалистов данного направления ощущается довольно остро.
В общем, тема обсуждается давно, но трудно сказать, смогут ли выработать эффективный механизм противодействия — сказать сложно, учитывая текущую ситуацию и нашу специфику. Если есть спрос на облегчение долговой нагрузки и освобождение от нее — будут и предложения, в том числе сомнительные.