Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Олег Вашурин, Генеральный директор ООО «Компонент» и ООО «КОМПОНЕНТ-ЛАКТИС» (город Бугуруслан Оренбургской области). Мы будем бороться.

Олег Анатольевич Вышурин с 2000 года возглавляет Биотехнологическую фирму «КОМПОНЕНТ». Является одним из разработчиков пробиотического препарата Лактобифадол. Награждён медалью «За вклад в региональное развитие» (2010). Удостоен премии «Золотой фонд Приволжья, Урала и Сибири». С 2017 года также Генеральный директор ООО «КОМПОНЕНТ-ЛАКТИС».

 

- Олег Анатольевич, Вы один из создателей и генеральный директор биотехнологической фирмы «Компонент». И работает фирма…

- Уже 24 года. На этом месте мы работаем 24 года уже.

- А с чего вы начинали? Это же был 2000 год, не первые годы становления российского предпринимательства.

- Мы начинали с хорошей идеи, что для здоровья животных нужны полезные живые клетки. У нас была разработана уже к тому моменту технология, как это все можно было сделать. И мы начали с очень маленьких объемов, не имея еще собственного производственного помещения.

Мы арендовали помещение, и вместе с супругой (она у меня тоже специалист в этой области) начали своими руками это дело делать. И через какое-то время мы почувствовали, что тема вполне рабочая, что нужно двигаться вперед. И мы начали потихонечку наращивать объемы производства наших продуктов для животноводства.

- А вы биохимик?

- Микробиолог.

- Понятно. А кем вы были до того, как ушли в бизнес, если не секрет? Сотрудником какого-нибудь НИИ?

- Абсолютно точно вы угадали: я был научным сотрудником Государственного научного центра прикладной микробиологии.

- Потом, как я понимаю, ситуация с началом российского капитализма резко изменилась.

- Да, мы пережили то славное время, когда Советский Союз приказал долго жить, а мы остались у разбитого корыта. И нужно было как-то выживать, продолжать жить. А я, кроме как микробами, больше ничем не умею заниматься. Поэтому у меня выбора особо не было.

- Но, как я понимаю, вы сделали удачный выбор, и ваш проект начал развиваться.

- Вы знаете, любое новое направление было нормой на тот момент, хотя мы испытывали нехватку понимания, нехватку сторонников. Всё это приходилось преодолевать, так что сказать, что легко все пошло, нельзя. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы популяризовать наше направление, объяснить его экономическую эффективность. И только после этого мы начали более-менее успешно развиваться.

- Но сейчас у Вас, как я понимаю, достаточно крупная компания уже.

- Ну, как Вам сказать: мы до сих пор работаем в масштабах малого предприятия, правда, у нас сейчас не одна компания. Мы занимаемся живыми клетками для животных, но со временем пришли к пониманию того, что нужно заниматься тем же самым, и для человека. И в 2017 году у нас рождается еще одна тема, как раз посвящённая здоровью человека, тогда мы и создали фирму, занимающуюся этим направлением.

- Знаете, пережив 90-е годы, я, когда говорят о биодобавках для человека, сразу вспоминаю замечательное слово «Герболайф».

- Это слово помнят многие. Тогда была вообще вакханалия, люди не понимали, что это такое западные подходы к бизнесу. А у нас появилось от этого всего нехорошее впечатление.

- Да, я помню, как по Москве ходили люди со значками типа: я тебе расскажу, как надо. От них в итоге все шарахались.

- Да, было такое настроение: люди перестали этому всему доверять, потому что было много фальсификаций.

Но, тем не менее, во всем есть здравый смысл. И мы начинаем выступать с просветительскими лекциями, стараемся дать людям правдивую информацию. Ведь есть исследования, есть масса информации, в которой может разобраться даже простой обыватель. И мы опираемся на это, стараемся каждому человеку дать информацию, а дальше он сам все поймёт.

Мы говорим: если вы будете следить за кишечником, у вас есть шанс не получить какие-то системные заболевания. И вы можете дожить до преклонного возраста относительно здоровым человеком: чисто возрастные изменения, конечно, будут, но каких-то серьезных заболеваний не должно быть.

- И люди вам верят?

- В последние 20 лет очень активно продвигались знания о том, что кишечные микробы выполняют очень важную роль как у животных, так и у человека. И вот это понимание дает нам ключ к здоровью человека. То есть мы выпускаем продукцию, которая позволяет поддерживать кишечную составляющую в хорошем состоянии. И это направление работает, приносит пользу каждому человеку. И не надо чуть что пить антибиотики.

- Ну, антибиотика – не самая полезная вещь..

- Да, антибиотиками нарушают кишечную составляющую, и это нарушение чревато. И поэтому мы для человека делаем специальные микробные смеси, которые быстро восстанавливают эту составляющую. Вот чем мы занимаемся.

Мы разработали так называемый пласт продуктов, он уже есть на рынке, это пробиотики, то есть это полезные бактерии. Это одно из направлений, которым мы занимаемся. А второе направление – мы разработали специальные микробные смеси для домашнего приготовления кисломолочных продуктов. Чтобы вы на своей домашней кухне могли приготовить качественные кисломолочные продукты из хорошего молока.

- Значит, сначала вы работали с добавками для животных. Уверен, обзавелись постоянными какими-то крупными партнерами, которые забирали это для себя. Вы сейчас работаете на постоянной основе на определенные хозяйства?

- Да. Мы работаем с крупными животноводческими комплексами. Мы работали с фермерскими хозяйствами, с птицефабриками.

Сейчас рынок стал жёстким, конкуренция очень большая, а мы все-таки малые предприятия, мы, конечно, уступаем крупным западным фирмам с их способностью присутствовать на рынке, с их давлением. Сложно с ними, конечно, конкурировать. Вот такая сейчас ситуация, я ее не скрываю, она не простая, учитывая, что наше сельское хозяйство переживает не самые лучшие времена.

- А разве западные производители, ваши конкуренты, не покинули российский рынок?

- Вы знаете, никто наш рынок покидать просто так не хочет: слишком это большой рынок, слишком денежный для них. И они нашли обходные пути, как свою продукцию на российский рынок доставлять. Вот в начале 22-го года, когда все события начались, был шок. Логистические цепочки еще были не настроены, был некий страх, а как же мы из этого будем выходить, некоторые направления и поставки просто проваливались. Не было понимания: будут они у нас или исчезнут совсем. Но по истечении некоторого времени западный бизнес вернулся: он не хочет терять наши рынки. Никак не хочет.

Они нашли обходные пути через Турцию, через Казахстан, через Армению, но они здесь присутствуют, они работают.

- То есть вам в смысле конкуренции легче особо не стало?

- Был период, где-то, наверное, месяцев девять после начала специальной военной операции. Тогда было ощущение, что все – сейчас наше российское производство пойдет неуклонно вверх, потому что рынок освободился. Но это было недолго.

- Они опять вернулись.

- Они вернулись, к сожалению, они вернулись.

Вы знаете, я могу конкретнее сказать: у нас одно из направлений – закваски для молочной промышленности. чтобы выпускать йогурты, ряженку, сметану, И тут своего российского производства очень мало, практически нет ничего.

И вот когда начались февральские события в 22-м году, было ощущение страха. Меня даже вызывал губернатор на специальное совещание: речь шла, что я могу сделать, чтобы мы могли заместить выпадающую продукцию. И мы старались, замещали. Но опять они вернулись и стали поставлять свою продукцию на российский рынок.

- Но ведь, если они сейчас идут через третьи страны, их продукция должна дорожать. Они должны становиться менее конкурентоспособными.

- Это здравая логика: у них энергия и ресурсы должны были подорожать. Но, видимо, они заложили в свою продукцию столько прибыли, что могут позволить себе скомпенсировать все это удорожающее. Они увидели, что российский бизнес начинает поднимать голову, и начали демпинговать. Они пытаются нас выдавить, чтобы мы не могли развиваться. А там же крупные корпорации, они очень большие. И малому бизнесу приходится с этим сталкиваться

- Ну, видимо, уменьшили норму прибыли и все.

- Да, они понимают: мы уменьшим долю прибыли, но российскому производителю не дадим встать на ноги и сохраним за собой монопольное право поставщика.

Это - экономическая война, она идет, она ощущается, именно как экономическая война. Ребята воюют в физической, реальной войне, а мы ощущаем экономическую войну. И наша задача сейчас в этой войне как-то выстоять. Это самая сложная задача, которая сейчас перед нами стоит.

- Ну, выстоите, я думаю. Раз вы столько лет держались.

- Держимся, пока держимся. Ищем пути, как удешевить производство. Ищем пути, как не реагировать на инфляцию. Мы не зависим от доллара и евро, мы независимы от международной ситуации. Мы работаем на российском сырье. Многие понимают, что в любой момент границы могут захлопнуть. Поэтому с нами пытаются работать. С нами начинают сотрудничать. И быстро идет психологическая ломка. Тоже такой процесс необычный.

Я люблю свою страну, и я считаю, что мы должны жить с нормальными, хорошими продуктами питания. Мы должны понимать, как поддерживать свою здоровье. И пока мы живы, мы будем бороться.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости