Мы продолжаем беседовать с Борисом Овчинниковым о сегодняшнем дне онлайн-ритейла. Если первая часть нашей беседы была целиком посвящена российскому онлайн-рынку, то теперь речь пойдёт о рынках цетральноазиатских государств СНГ.
- Борис, обратимся к онлайн-рынкам стран СНГ: они ориентированы на российский рынок и растут, как и он?
- Нельзя сказать, что рынки этих стран ориентированы на российский рынок. Сейчас они вполне самостоятельны. Раньше рынки стран Центральной Азии зависели от России с точки зрения логистических цепочек: значительная часть импорта сначала шла в Россию, а затем уже развозилась к ним. Сейчас цепочки развернулись в обратную сторону: импортные товары идут в тот же Казахстан, а затем их часть, нередко большая, направляется в Россию.
С точки зрения розничного рынка, Казахстан и тем более Узбекистан (второй по размеру рынок) самостоятельны и автономны. Более того, там исторически позиции российских игроков и игроков с российскими корнями были не такими уж сильными. Но, конечно, после февраля 22-го года для российских компаний и компаний с российскими корнями эти рынки стали гораздо интереснее.
- Причина в том, что через эти страны можно выйти на рынки, закрытые в связи с санкциями?
- Не только. Есть, конечно, отдельная история об использовании рынков этих стран для решения вопросов с логистикой, но главное – это достаточно большие рынки со стратегически куда лучшими перспективами, чем у российского рынка.
- В каком смысле лучшими перспективами?
- Например, с точки зрения капитализации бизнеса и возможности в будущем его продать.
Причём лучшие перспективы там связаны не только с динамикой экономики, хотя прогнозы роста ВВП в Казахстане и Узбекистане сильно лучше, чем в России. Там ещё лучше перспективы, связанные с демографией: в России население сокращается, и веских причин для смены этого тренда пока не видно. В странах Центральной Азии отмечается устойчивый прирост населения, а Казахстан – одна из самых богатых стран, сохраняющих быстрый рост населения. И рынок ритейла там быстро растёт и продолжает расти дальше вместе с ростом населения.
- А насколько сегодня развит онлайн-рынок того же Казахстана? И насколько он привлекателен для тех, кто хочет не таком рынке заработать?
- Он пока, безусловно, сильно уступает российскому рынку, хотя тут приходится говорить не столько про уровень развития, сколько про долю онлайна в ритейле. И это обстоятельство только укрепляет веру в потенциал этого рынка: российские регионы сейчас растут в онлайне быстрее, чем Москва, поскольку начинали с более низкого уровня. Точно также в Казахстане и Узбекистане основной рост рынка е-коммерс ещё впереди.
Другой вопрос: кто и как сможет на этом потенциале заработать. Понятно, что выходить с новыми е-коммерс-проектами уже поздно: там уже с конкуренцией ситуация напряжённая. Запускать с нуля какие-то большие ритейл-проекты, если нет подобного опыта и масштабного бизнеса в России, тоже, наверное, странно. Но существующие российские сети сейчас смотрят в ту сторону. И, конечно, не для всех, но для многих небольших производителей потребительских товаров есть возможность выхода на маркет-плейсы этих стран. Как минимум это можно делать через тот же Валберис, продавая свою продукцию не только на Россию, но и на Казахстан. Для более масштабного и амбициозного присутствия на рынках Центральной Азии правильно выходить и на локальные маркет-плейсы, например, «Каспи» в Казахстане, «Узум» в Узбекистане.
- А что с такими рынками, как Кыргызстан или Таджикистан?
- Они маленькие: тот же Кыргызстан заметно меньше, чем Казахстан и Узбекистан, по населению и уступает им (особенно Казахстану) по уровню доходов населения. В Таджикистане рынок ещё беднее, более того, у него своя специфика.
Есть ещё Грузия, Армения, Азербайджан, но это тоже небольшие рынки. Самый крупный из них – Азербайджан, но он не ориентирован на Россию и, что немаловажно, на русский язык. Плюс к этому Закавказье – только географически единый регион, а работать параллельно во всех трёх его странах практически невозможно. Максимум можно комбинировать Азербайджан и Грузию или Грузию и Армению. Конечно, есть большие международные компании, присутствующие везде, но для не столь больших компаний там слишком много головной боли.
Но, возвращаясь к тому, что интереснее: Казахстан и Узбекистан – наиболее интересные рынки, благодаря своему масштабу и демографической динамике.
- Как я понял, на онлайн-рынки наиболее продвинутых стран Центральной Азии сегодня можно смотреть вполне оптимистично.
- Да. Хотя я бы не использовал эпитет «развитый» применительно к Узбекистану: он скорее большой и активно развивающийся. Там большой потенциал и быстрое развитие.
Казахстан впереди как по достигнутому уровню развития, так и по уровню благосостояния населения. Он также обладает хорошим потенциалом, хотя темпы роста там уже не такие фантастические, поскольку доля онлайн-ритейла и так очень заметна.
- Вопрос сугубо общий: вообще в мире онлайн-рынок растёт значительными темпами, или в развитых странах он уже достиг тех пределов, когда бурно расти нет возможности?
- Онлайн-рынок растёт, хотя в некоторых странах он просел в 21-м и даже 22-м годах. Но в 23-м году он рос, кажется, везде, хотя понятно, что есть разные истории. С одной стороны, американский и западноевропейский рынки с доминированием Амазона уже состоялись, и там большая доля онлайна. На этих рынках уже много лет, если что-то меняется и развивается, то только в отношении продаж продуктов питания.
Есть, конечно, совсем особые истории про Китай, Корею и Японию, где всё устроено иначе, причём в каждой из стран по-своему. И это – уже сложившиеся рынки. А есть необъятные просторы Азии, Африки и Латинской Америки, где, понятно, картины разные: где-то е-коммерс уже хорошо развит, где-то только стартует. Но там, конечно, происходит много чего интересного: там нет рынков с доминированием такого мощного международного игрока, как Амазон, хотя есть рынки, где доминирует некий региональный игрок.
Вообще, если брать е-коммерс за пределами западного мира, то мы видим там куда большее разнообразие проектов, и потенциал роста там гораздо больший, чем на развитых рынках. Это определяется и очень маленькой долей онлайна, и тем, что во многих странах за пределами Европы и Северной Америки продолжается быстрый рост населения, а также рост масштабов экономики.
И последнее замечание, которое не было сделано, когда мы говорили об онлайн-рынке России. Россия является, возможно, единственным примером, когда большие маркет-плейсы выстраивают собственные сети пунктов выдачи заказов. А недавно Дмитрий Алексеев, совладелец ДНС-шоп опубликовал такое мини-исследование: он посчитал по Яндекс-картам количество «точек присутствия» различных сетей. В результате подтвердилось то, что, в общем-то, было уже известно: в тройке крупнейших сетей в России нет ни Пятёрочки, ни Магнита, на первом месте – Озон, за ним следуют Почта России и Валберис.
Вот то, что надо знать о российском онлайн-рынке.
Беседовал Владимир Володин.