Завершающая часть беседы с В.К. Злынкиным посвящена вопросам участия малого и среднего бизнеса в процессах импортозамещения и стабильности налогового законодательства.
- Василий Кириллович, мы говорили об импортозамещении в высокотехнологичных отраслях. А если подключить к этому малые предприятия? Я понимаю, что и никакое малое предприятие не построит самолёт и станок с ЧПУ скорее всего тоже. Но сейчас проблемой становится и более простое оборудование. Я беседовал года полтора уже назад с Константином Таратыркиным, который занимается установкой и обслуживанием промышленных вентиляционных систем, так у него серьёзные проблемы с запчастями к немецкому оборудованию, которое он использует. Он искал тогда людей, которые могли бы в России выточить эти детали. И я думаю, это не единичный случай: в 90-е и 2000-е годы в России многие перешли га работу с импортной техникой. И многим из них сейчас нужно ремонтировать или выпускать взамен западной техники, пришедшей в негодность, что-то несложное и небольшое.
- А в этой области кое-что сейчас уже делается. И, на самом деле, кое-что возникало ещё лет двадцать тому назад. У нас в России появлялись свои компании в области выпуска инструмента ручного и полу-ручного использования, которые были вполне конкурентоспособны.
Но здесь я говорил бы не о малом бизнесе, а о «газелях.
- Средних компаниях с опережающим развитием.
- Да. И в России, по известным мне данным, в 21-м году насчитывалось порядка 20 000 быстрорастущих компаний. Речь идёт о компаниях, показывавших в последнем году темпы роста более 10%. Среди них компаний – «газелей», которые росли ещё быстрее (порядка 25% в год) и росли такими темпами более пяти лет, было очень немного – порядка 350-ти. И среди них, разумеестся, можно найти компании, занимающиеся производством оборудования, сверлильного, строгального, какого-то ещё, не требующего сложной электроники.
Поскольку таких компаний немного, их можно сосчитать, понять, какими видами деятельности они занимаются. Подавляющее большинство, этих фирм не занимаются прорывными технологиями. но, я думаю, 40 – 50 компаний, занимающихся тем, в чём сейчас острый дефицит, можно среди них найти. Эти компании имеют здесь наработанные компетенции, в этих компаниях знают, как им на этом рынке расти.
Чего им не хватает обычно? Даже не финансов: если компания целый ряд лет успешно растёт, работники банков должны быть круглыми идиотами, чтобы не предоставить им банковское финансирование.
Им не хватает кадров. С кадрами в России сейчас беда. Кадры надо готовить, причём для таких компаний их надо готовить селективно – под их потребности. И, наверное, руководители этих компаний совместно с деканами соответствующих факультетов инженерных вузов могли бы определить, какие нужны специалисты и набросать план программы, рассчитанной на один год, после прохождения которой студенты получили бы именно те знания, которые для данной компании нужны.
Это – первое, что нужно компаниям-«газелям».
Второе, что им нужно: в отличие от крупных компаний, они не имеют возможности финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Ими в России занимаются институты Академии наук и те же самые вузы. При условии, что компания-«газель» формирует техническое задание и заказ, она становится конечным заказчиком. А профинансировать эти работы государство найдёт как: через фонд развития промышленности, через Российский фонд фундаментальных исследований, через чёрта, через дьявола – это уже вопрос техники.
Третье, в чём такая компания может нуждаться: когда такая структура растёт, ей становятся нужны дополнительные производственные площади. Кроме того, у неё появляются субподрядчики. Подавляющее большинство этих субподрядчиков – это малый бизнес: едва ли у компании «Рога и копыта» с тремя сотнями сотрудников окажутся в субподрядчиках Газпром или «Роснефть». А у нас в целом ряде субъектов Российской Федерации до сих пор есть ещё ржавеющие, стоящие с выбитыми окнами бывшие производственные здания. К ним подведены дороги, подключены коммуникации: вода, свет, канализация. Но региональные власти, по большому счёту, не знают, что с этим делать.
Так отдайте эти помещения нуждающимся в них компаниям. Отдайте бесплатно, или за символический один рубль. Не хотите так отдать? Так отдайте в льготную аренду на 49 лет. Пусть они там разместятся сами и разместят своих субподрядчиков. Потом туда придут все, кто будет их обслуживать: кто-то будет кетерингом заниматься, кто-то – клинингом. А потом придёт какая-нибудь фирма и скажет: у вас тут целый кластер, к вам приезжают клиенты, которым нужно что-то показать, давайте мы займёмся выставочной деятельностью. И начнётся движуха.
Но это может возникнуть только на таком уровне. Три основных условия: подготовка кадров, передача разработок и передача промышленной инфраструктуры. А дальше эти компании-«газели» сами справятся: сами найдут рынки, сами их освоят.
- Василий Кириллович, всё что Вы сказали, прекрасно. Но у меня вопрос: Вы сами сказали, что таких компаний может оказаться 40 – 50 на всю страну. Вот вы приходите в некое министерство и говорите: нужно для пятидесяти компаний сделать то-то и то-то. А вам отвечают: что – 50 каких-то средних фирмочне? Да я ради них со стула не поднимусь!
- Я понимаю. Но, на самом деле, всё наоборот. Россия чем дальше, тем больше работает в режиме ручного управления. А ручное управление в отношении шести миллионов малых предприятий и самозанятых маловероятно. А если посадить в одном зале 40 руководителей… Сажали же 20 олигархов. А это будет в два-три раза больше людей – найдётся помещение, где их усадить.
Пригласить их, создать проектный офис с задачей импортозамещения в высокотехнологичных отраслях, с участием замминистра промышленности, замминистра экономики, замминистра науки. Собрать всех этих людей, включая представителей бизнесов, провести мозговой штурм, один, другой, третий, дать по итогам конкретные поручения. И чиновник поднимется со своего кресла, начнёт работать, получив конкретное поручение.
- А каково должно быть это поручение?
- Допустим, поезжай в Самарскую область, где есть компания-«газель», готовая производить некие станки, которых у нас сейчас нет, бери руководителя компании, бери вице-губернатора по экономике и выясняй, что нужно сделать, чтобы начать это производство. Выяснится, что нужны кадры, вызывай ректора местного технического университета. Нужны производственные площади – вице-губернатор знает, где их найти.
И это всё делается в рамках традиционной отечественной модели управления, созвучно менталитету российского чиновника.
- Василий Кириллович, у меня такой вопрос: я неоднократно беседовал с таким известным экспертом – Юрием Вячеславовичем Симачёвым, и он регулярно говорил, что необходимо прекратить постоянно менять правила для бизнеса, нужна стабильность. И вот сейчас в России в очередной раз изменяется налоговое законодательство.
Да, эти изменения могут не коснуться малого бизнеса. Но среднего они коснутся. Они коснутся людей, получающих нормальные зарплаты. Стоит ли овчинка выделки? Ведь речь идёт не только о финансах, но и о доверии государству.
- Давайте разделим вопрос общего характера и более конкретный.
Вопрос общего характера: «Почему в России постоянно меняются правила игры»? Потому, что это – политическое предпринимательство. Если вы меняете правила игры, во-первых, их всегда кто-то инициирует, как правило, какое-то лобби. Если вы обладаете соответствующими полномочиями, или можете протащить изменения в законе через парламент, вы становитесь одним из бенефициаров установления новых правил.
Второе: когда правила изменяются, создаётся определённый беспорядок, и вы можете дополнительно заработать на консалтинге., причём вполне законном. Когда в законодательстве происходят подобные изменения, появляется масса курсов, где бухгалтеров и руководителей предприятий учат, что теперь и как в какую графу надо вписывать.
Но есть ведь и неформальный консалтинг, когда руководитель крупного бизнеса приходит к чиновнику определённого уровня и говорит: тут что-то поменяли в законодательстве, ты поработай с моими, введи их в курс дела, мы в долгу не останемся.
- Вообще любая мутная вода хороша для ловли рыбы.
- Разумеется.
Теперь следующий момент: государство – это не монолит, там тоже есть свои группы интересов. За каждым министерством – свои, а часто за одним и тем же министерством оказываются разные группы интересов. И все они борются между собой. Вот появляются через достаточно небольшие промежутки времени законодательные акты, отвечающие интересам того или иного ведомства, той или иной группы интересов. И это тоже надо учитывать.
Но, если говорить о налоговых изменениях, то это – совсем другая вещь. Россия третий год вовлечена в вооружённый конфликт с Украиной, что требует постоянных ресурсов, и ресурсов становится меньше. Нефть и газ в нынешней ситуации уже не дают прежних доходов, обработанный лес китайцы готовы брать только вместе с «кругляком», санкции никто не отменяет. Вот и приходится повышать налоги.
И надо сказать, что изменения налоговой системы малого бизнеса тоже коснётся: МРОТ будет повышаться (это уже было объявлено), а размер социальных выплат привязан именно к нему. Так что малый бизнес это тоже затронет.
Беседовал Владимир Володин.