Фёдор Вирин – известный интернет-аналитик, неоднократно выступавший на страницах нашего сайта. Сегодня, уже не в первый раз, мы обсуждаем с ним проблемы в поисках кадров для малого и среднего бизнеса.
- Фёдор, лет 15, а то и 20 назад мы беседовали по вопросам, связанным со сложностями набора работников в малые и средние фирмы. Тогда речь шла о том, что трудно находить людей, подходящих по своим компетенциям. И вот сейчас представители небольших компаний вновь заявляют о больших сложностях с подбором персонала, высказывая самые разные мнения по этому поводу, включая то, что сегодня стало не модно «работать на дядю».
Вопрос к тебе, человеку, хорошо представляющему сложившуюся ситуацию: «Что происходит с набором персонала в небольшие компании?».
- Скажем прямо: в России достаточно большая нехватка персонала на самых разных уровнях, хотя больше – на нижнем. Это обусловлено и отъездом значительного количества мигрантов, и увеличением армии в условиях вооружённого конфликта в Украине, и ростом экономики, требующим больше трудовых ресурсов. Эти факторы приводят к тому, что некому работать, в первую очередь, на самом низшем уровне – необходима малоквалифицированная рабочая сила. Хотя люди нужны и на более высоких уровнях.
В этой ситуации зарплаты прилично растут, прежде всего в ВПК. Они в основном растут несколько медленнее, чем инфляция, но в некоторых секторах даже быстрее. И это дополнительно перегревает рынок.
Ещё один фактор, определяющий ситуацию, - перестройка экономики, происходящая сейчас в России: уход с рынка иностранных компаний, переход компаний от иностранных владельцев к российским, переход в силу разных причин компаний из частной собственности в государственную приводит к тому, что бизнес в стране укрупняется и становится более централизованным. Компании объединяются, становятся больше. На самом деле, доля крупного и среднего бизнеса в России растёт в противовес малому и микро-бизнесу. То есть доля малого и микро-бизнеса падает.
И, когда мы говорим о малом бизнесе, то надо понимать, что его количество сейчас снижается как в абсолютных показателях, та и в его доле в бизнесе и людях. И это снижение будет продолжаться ещё какое-то количество лет, поскольку тренд совершенно однозначный – на укрупнение компаний. И этот тренд не исчерпал себя – это только начало пути.
В силу этого разговоры о том, что люди не хотят «работать на дядю» в маленькой компании не имеют особого смысла: этих маленьких компаний нет.
Ещё один фактор: крупные компании в силу того, что они более устойчивы и являются бенефициарами текущих изменений в экономике, куда более готовы предлагать работникам лучшие условия, чем мелкие компании.
Наконец, со времён Советского Союза, когда не было принято заниматься бизнесом, предприниматель в России не воспринимается фигурой почётной. Предприниматель в России не является образцом для подражания. Слово предприниматель за редкими исключениями воспринимается от нейтрального до ругательного, но не наоборот. У этого явления много причин, которые мы сейчас обсуждать не будем. Важно, что этот фактор существует.
Складывая вместе все эти факторы, я бы сказал, что работать на себя, а не «на дядю»…
- Ну, это такое эмоциональное высказывание.
- Между прочим, я бы сказал, что в России такого понятия – «работать на дядю», в общем-то, нет – это не российское выражение. У нас оно иногда употребляется, но гораздо чаще говорят: работать на работе.
- Привычка к государственной службе: у нас ведь выросло не одно поколение, привыкшее к тому, что работодатель – государство.
- Да, и говорили: работаю на хорошей работе. И люди предпочитают работать в крупных компаниях: в крупных компаниях работать выгоднее, в крупных компаниях работать стабильнее и прибыльнее. Российское законодательство таково, что тебя хрен уволишь, даже если очень захочется. И в крупных компаниях сейчас бесконечное количество открытых вакансий на любой вкус и цвет, и сложности найти работу (за исключением топ-менеджмента) практически нет. Голод на рабочую силу такой, что мама не горюй.
В противовес этому голода на организацию новых компаний нет. Была отдельная вспышка, когда создавались компании для работы на маркет-плейсах. Это – сотни тысяч компаний, пара сотен из которых были вновь образованными. И это были люди, занявшиеся предпринимательством. Такая история есть.
Да, там есть некий поток, но и он сейчас укрупняется. Селлеры на маркет-плейсах укрупняются в силу того, что порог входа и сложность работы увеличивается, и эта бизнес-возможность, если ещё не закрыта, то осложнена. Она выглядит сегодня совсем не так, как пять лет и даже два года назад. А других подобных потоков на сегодняшний день нет.
- И долго может продолжаться такой голод на рынке труда?
- Если говорить о будущем, то голод на рабочую силу будет расти вплоть до момента посадки экономики, который, может быть произойдёт, а, модет быть, и нет.
Практика нам говорит, что есть финансовые циклы, экономические спады, которые в какой-то момент должны произойти. Но до этого момента можно не ждать, что голод на рынке рабочей силы утихнет, потому что взять дополнительную рабочую силу неоткуда, а потребность в ней будет постоянно расти.
Точно также не стоит ожидать изменения бизнес-климата в стране, поскольку, с точки зрения перестройки экономики, о которой мы уже говорили, крупные компании с государственным участием, просто государственные компании могут вполне эффективно работать в рамках командной экономики. А экономика будет такой: страна участвует в вооружённом конфликте. И в этих условиях ждать перелома существующего сегодня тренда было бы странно.
Конечно, я могу чего-то не знать, но каких-то изменений пока не вижу.
- То есть малый бизнес будет оставаться в сложном положении.
- Да, малому бизнесу будет сложно.
- Неужели для его подъёма необходимо, чтобы сложилась ситуация начала 90-х, и помчались челноки с сумками?
- Нет, это не так будет выглядеть. Для того, чтобы малый бизнес начал развиваться, должна проявиться более совершенная государственная политика его поддержки.
Беседовал Владимир Володин.