Мы продолжаем традицию рассказывать на страницах нпшего сайта о проектах, выполненных командой НИСИПП. Сегодня об одном из последних проектов мы беседуем с Сергеем Дорошем.
- Сергей, недавно у нас на сайте было интервью с Романом Ишкаевым, в котором он кратко упомянул о недавно завершённом проекте. Проект назывался «Информационно-аналитическое исследование по автоматизации деятельности ГБО АТК» и был завершён этой весной. Вы были руководителем этого проекта, расскажите о нём поподробнее.
- Работа над проектом началась в марте (договор мы подписали 26-го февраля), и её активная фаза продолжалась до середины мая. И нужно отметить, что, завершив работы, предусмотренные техническим заданием, мы продолжаем вести с заказчиком, который остался доволен нашей работой, переговоры о продолжении сотрудничества.
- А кто участвовал в проекте, кроме Вас и Романа Ишкаева?
- Участвовала большая группа аналитиков: кроме нас с Романом, это Михаил Калмыков, Ирина Андропова. Курировавший проект Евгений Литвак тоже принял активное участие в работе по обследованию бизнес-процессов. Для наших проектов команда аналитиков была достаточно внушительной. Более того, был и ещё один человек, помогавший нам в работе над этим проектом – Александр Шамрай.
- А теперь традиционный вопрос: какие цели ставились перед вами заказчиком, и какие работы вы должны были выполнить?
- Сначала немного о заказчике. Государственное бюджетное учреждение «Автотранспортная компания» - организация, относящаяся к управлению делами мэрии Москвы. Её задача – обслуживание органов власти столицы, причём не только исполнительной, но и судебной, и ещё в её работе существует ряд направлений. По большому счёту, это – единственное, созданное ещё в советские времена предприятие, которое обслуживает московские власти.
Предприятие достаточно крупное: здесь работает более семисот сотрудников. У предприятия несколько площадок, в том числе возле мэрии, где в ожидании вызова стоят их автомобили. В автопарке компании более трёхсот автомобилей, причём не только легковых: там есть и спецтехника.
- Как вы познакомились с этой компанией?
= Как это часто бывает, наш поисковый робот по системе госзакупок нашёл по ключевым словам информацию об этом тендере. Мы посмотрели техническое задание и поняли, что такие работы нам знакомы, и мы готовы их выполнять. Мы провели внутренние консультации и приняли участие в тендере.
- И выиграли его.
- Да, мы победили. После этого мы сразу приступили к работе, к непосредственному взаимодействию с заказчиком.
- В чём заключалась работа?
- В техническом задании было поставлено несколько задач, работа по решению которых велась последовательно. Прежде всего, необходимо было обследовать бизнес-процессы предприятия. Причём, часто бывает, что заказчик заранее имеет своё видение: вот перечень процессов - начинайте обследовать. Здесь же мы начинали с нуля. Нам было сказано: заходите, обследуйте процессы, составляйте карту бизнес-процессов, выделите из них не более десяти процессов.
Тут надо сделать отступление: мы потому пошли на этот конкурс, что было видно – заказчик настроен позитивно и, ограничив перечень процессов, которые надо было детализировать и обрабатывать десятью, даёт возможность спокойно и чётко работать.
Мы зашли, начали исследование бизнес-процессов, составили карту бизнес-процессов, после чего выделили десять процессов, которые, по нашему мнению, были неэффективны и нуждались в оптимизации.
Заказчик заранее был нацелен на оптимизацию своих процессов именно за счёт автоматизации, то есть внедрения некоторых ИТ-продуктов. Наша задача была взять весь комплекс бизнес-процессов, обследовать его и выявили те десять, которые нуждаются в оптимизации. Мы всё это сделали и предложили два решения, причём речь шла не о конкретных продуктах (такой задачи не стояло), а о классе информационных систем, которые могли бы позволить оптимизировать процессы предприятия за счёт автоматизации.
После этого мы обследовали рынок ИТ-решений: кто из российских вендоров такие продукты предоставляет, и составили в помощь заказчику рейтинг этих вендоров, который он мог использовать при проведении закупок.
То есть основные результаты нашей работы – это перечень процессов, нуждающихся в оптимизации, решения, помогающие эти процессы оптимизировать, и рейтинг вендоров, предоставляющих соответствующие продукты на российском рынке.
- А сами вы конкретные продукты не предлагали: это уже – не ваша работа.
- Дело в том, что конкретно сказать такую вещь нельзя: АТК – государственное предприятие, и оно не может конкретно сказать: хотим вот этих поставщиков. Всегда будет конкурсная процедура. Более того, мы в процессе работы согласовали набор критериев, которым эти вендоры должны соответствовать. Среди них – обязательное включение в реестр отечественного ПО, поскольку это – государственный заказчик. У заказчика уже установлен один из продуктов линейки 1S, так что в обязательном порядке необходимо совмещение нового продукта с этой линейкой. И по заданным критериям мы выдали рекомендации: на рынке существуют такие-то продавцы, которые этим параметрам соответствуют, а дальше уже сам заказчик организует тендер. Поскольку это госбюджет, существуют определённые ограничения: нельзя закупит очень дорогой продукт. С другой стороны, продукты различаются по своей функциональности, и какие-то функции для заказчика более важны, какие-то важны менее. И всё это в комплексе не позволяет нам сказать: берите вот это. Так что предприятие должно взять наш отчёт, проанализировать его и сказать: пожалуй, нам подойдёт вот это.
Но, опять-таки всё решает конкурсная процедура.
- И вот проект завершён.
- Непосредственно тот проект, на выполнение которого был подписан договор, мы закончили, но, повторюсь, мы проводим переговоры о дальнейшем сотрудничестве.
- АТК хочет, чтобы вы занялись следующими десятью бизнес-процессами?
- Абсолютно верно. Они хотят, чтобы мы продолжили обследования. Это – одно направление. А второе – они хотят, чтобы мы сопровождали внедрение.
- Почему они этого хотят?
- Есть такая проблема: организация, причём неважно частная или государственная, закупает какой-то ИТ-продукт, его установят на серверы, и на этом всё заканчивается. Клиенту передают руководство пользователя, но сотрудник компании не будет сидеть, перелистывая этот увесистый том, где написано, когда ему какие функции использовать. Он пытается что-то сделать методом тыка: получится – не получится.
И мы предложили нашему заказчику такой вариант: мы конкретно для участников процессов, которые мы обследовали, делаем такие мини-руководства пользователя. – для конкретного пользовательского сценария.
Заказчику наше предложение понравилось.
- Так что вы продолжаете работать.
- Я бы не стал забегать вперёд: контракта пока никакого нет, хотя есть подвижки в эту сторону.
Беседовал Владимир Володин.