Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Антон Казун, директор института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. Искусственный интеллект в экономике и в сознании. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Антоном Казуном о плюсах и минусах внедрения в жизнь искусственного интеллекта.

 

- Антон Павлович, видимо, пришло время задать один из важнейших в нашей беседе вопросов: какие профессии заменит искусственный интеллект и в каких секторах экономики его внедрение будет наиболее заметным? И, конечно, надо поговорить о том, какие профессии он создаст. Не кажется ли Вам, что отрицательное влияние искусственного интеллекта может сказаться на многих интеллектуальных профессиях?

- На самом деле, не кажется. Тут я могу, как обычно, забраться на плечи гигантов. Есть исследование 2018 года, то есть еще до этого хайпа об искусственном интеллекте. Там наоборот выдвигалось предположение, что развитие технологий приведет к тому, что структура занятости будет изменяться в пользу когнитивно более сложных навыков. а также эмоционально более нагруженных профессий. Вот я сейчас как бы немножко попытаюсь пояснить эту идею, с которой я в целом согласен.

- Что же может произойти?

- Если классифицировать профессии, то есть такие, которых ИИ полностью заменит. Я их дальше перечислю. Есть профессии, где ИИ будет выполнять часть задач. То есть он сократит спрос на определённого типа профессионалов. Есть профессии, где он просто повысит продуктивность. Произойдёт некая синергия в сфере занятости, там появится новый инструмент. Но есть случаи, когда он просто что-то новое создаст.

Тут пока, на самом деле, достаточно много неопределенностей в том, что именно это может быть. Если говорить про то, что будет заменено, это переводчик, корректор, редактор, оператор колл-центра, копирайтер, какие-то юристы или финансовые аналитики, которые выполняют типичные рутинные задачи.

Простой пример – переводчик: уже сейчас есть технологии, которые позволяют переводить очень легко с любого языка на любой другой. Это уже совсем не Google Translate пятилетней, десятилетней давности. Качество перевода очень хорошее. Тут уже 99%, скажем так. Остается только сфера, где важна профессиональная терминология. И там, да, еще есть над чем работать, но, в принципе, даже туда, в общем, я думаю, что без проблем технология пройдет.

Есть люди, которые пишут текст, переписывают новости на сайт: это тоже легко можно поменять, потому что фактически это как раз то, что генеративный искусственный интеллект легко делает. В принципе, сейчас уже есть полностью новостные сайты или каналы, которые полностью ведет искусственный интеллект. В этом уже нет ничего необычного. Люди, наверное, не целиком оттуда уйдут, но спрос на них станет значительно меньше.

Искусственный интеллект может заменить человеческий труд в различных сферах, таких как HR, финансы, страхование, юриспруденция, образование, логистика и исследования. Однако, сферы с высоким эмоциональным интеллектом, требующие ловкости и адаптивности, а также сферы, где нельзя делегировать ответственность, останутся вне зоны влияния искусственного интеллекта.

- Я, честно, уже сталкивался с тем, что мне звонил робот, который очень похож на... на человека и, в принципе, даже не сразу понимаешь, что с тобой говорит машина, а не человек. То есть она умеет задавать уточняющие вопросы, что-то проверять.

- Да, это не просто записанный машинный голос со стандартным сценарием, там уже есть какие-то ветки. И, в принципе, тоже это то, что легко автоматизировать. То есть не люди будут обзванивать клиентов, чтобы узнать мнение о товаре или услуге, или что-нибудь предложить, кредит, например. Адаптивный, очень хорошо работающий, похожий максимально на человека голос машины. Это то, что касается тех, кого может заменить.

Сферы, где вырастет продуктивность, их тоже очень много. То есть самые, наверное, такие яркие примеры: например, активно используется искусственный интеллект в HR, то есть при анализе резюме, поступивших работодателю. Фактически искусственный интеллект может классифицировать заявки и, соответственно, рассказать работодателю, с кем стоит поговорить лично, сократив, на самом деле, огромное количество времени. Другой пример – это финансы. Заявки на кредит тоже могут обрабатываться автоматически.

Аналитик только в самом конце может смотреть, проверять, все ли корректно. А так в целом расчет процентной ставки, каких-то условий может происходить автоматизировано.

То же самое в страховании. При расчете страховой премии, например. Разные типичные задачи по программированию эта штука делает. И в юридической сфере типичные документы, соглашения и так далее тоже. Это в принципе даже до искусственного интеллекта уже было, сейчас это просто вышло на новый уровень, где реально человек, в смысле профессиональный юрист, уже на этом этапе практически не нужен.

В образовании ИИ тоже может разработать новую программу, скорректировать, придумать примеры. В логистике – разработать новый путь, оптимизировать пути доставки товаров. На самом деле, очень много таких сфер. В исследованиях тоже. Мне вот этот аспект интересует, потому что у нас университет, с одной стороны, занимается искусственным интеллектом, а с другой стороны, как бы он сам объект, где из-за технологии ИИ кое-что уже начинает меняться.

- Хорошо. Тогда вопрос: какие сферы останутся незатронутыми искусственным интеллектом?

- В целом есть такая примерная классификация. С одной стороны, это профессии с высоким эмоциональным интеллектом, то есть там, где требуется эмпатия: воспитатели, психологи, социальные работники. Их искусственный интеллект вряд ли заменит в ближайшее время. Дальше – сферы занятости, которые требуют ловкости. и адаптивность. Вот это то, о чем вы вначале сказали, что роботами пугали, а роботы не заменили людей. На самом деле искусственный интеллект именно в части анализа шагнул дальше, чем робототехника. Но такие профессионалы, как сантехник, электрик, парикмахер, косметолог могут чувствовать себя спокойно на данный момент, потому что это другая немножко сфера.

Дворников я бы ее отнес к третьему типу: это сфера занятости, где автоматизация возможна, но она гораздо дороже, чем человеческий труд. Мы видим, что иногда автоматизация возможна, но просто экономически нерентабельна. Поэтому дворник, грузчик, уборщик, останутся, в ближайшее время, по крайней мере.

Ну и, наконец, четвертый тип, мне кажется, самый интересный: на самом деле для всех, это сфера занятости, где нельзя делегировать ответственность. Это врачи, судьи (я имею в виду в судах, а не на футбольных матчах) и инженеры-разработчики. В общем, это сфера, где на кону стоит человеческая жизнь. Там искусственный интеллект в принципе может заменить человека: в некоторой перспективе это возможно. Но, скорее всего, это не произойдет именно потому, что есть этические аспекты, связанные с тем, что надо брать на себя ответственность, подписываться репутацией под решением. От этого зависит жизнь человека, поэтому врач, судья, прокурор могут чувствовать себя пока что достаточно спокойно. Но это не те сферы занятости, за которыми искусственный интеллект придет в первую очередь.

- Каковы особенности развития искусства интеллекта в России? Сейчас все чаще говорят о дефиците кадров в промышленности. То есть проблема прямо обратная тому, чего боятся эксперты в связи с появлением искусства интеллекта. Можно ли с помощью ИИ решить проблему дефицита кадров через автоматизацию и прочее. Ну вот тут я не знаю насчет автоматизации. Уже есть станки с ЧПУ, которые это самое. Но все остальное безусловно интересно.

- Да, смотрите, это некоторым образом действительно любопытная ситуация. Сейчас в СМИ активно пишут про дефицит кадров. Действительно, он наблюдается во многих сферах. Это отдельная интересная тема. Но вместе с тем идёт и активная дискуссия, почему бы не приложить технологию искусственного интеллекта, не повысить продуктивность, не решить эту проблему с её помощью.

На мой взгляд, вопрос любопытный для анализа. Россия заинтересована в развитии и использовании искусственного интеллекта, особенно в автоматизации рутинных задач. Возможно, изменится характер труда, и будут востребованы новые навыки. Также обсуждалась необходимость импортозамещения в области софта и возможные изменения в структуре занятости.

Не претендую на полноту ответа, но Россия, безусловно, участник технологической гонки. Да, там лидеры – это США и Китай, которые соревнуются друг с другом, но, по крайней мере, на уровне некоторых деклараций политических, так и на уровне конкретных действий мы видим, что Россия заинтересована не отставать, по крайней мере, в десятке лидеров быть.

Активным игроком являются государства и крупные корпорации: у нас это Сбер, Яндекс, у которых есть аналоги тех же систем, которые производят OpenAI и другие зарубежные технологические компании. При этом, поскольку это как бы волшебная пуля, крупные корпорации, дружно заявляют, что их стратегии включают обязательный пункт об использовании искусственного интеллекта.

В РЖД есть определенные разработки, которые позволяют отслеживать что-то. То есть, в принципе, для крупного бизнеса это сфера, которую они не могут упустить, они обязаны там как бы что-то делать.

Другое дело, что на данный момент это, скорее, такие декларации красивые, а не программы перестройки традиционных бизнес-моделей под какие-то новые технологии. К этому пока мы не готовы, но вообще никто в мире к этому не готов. При этом есть много примеров автоматизации в разных секторах именно реальной экономики, например, горнодобывающей промышленности.

- Если никто в мире не готов, то что можно делать?

- Например, есть такая сфера, как предиктивная аналитика. General Electric ее делает, как и ряд других проектов. То есть можно предсказывать, поломки аварийной ситуации, до того, как они произошли. Есть ещё какие-то вещи, которые можно попытаться автоматизировать. Есть целый ряд примеров, когда постепенно технологии ИИ включаются. В геологоразведке можно анализировать огромные данные, чтобы понять, где искать полезные ископаемые. В целом, я думаю, что российские компании в этом заинтересованы.

Особенность России, которую надо учитывать, в том, что мы, в силу понятных обстоятельств, опираемся на свой софт, мы должны импортозаместить эту продукцию. Если крупная компания где-нибудь в Европе может просто дождаться, когда в США произведут новую технологию, купить лицензию и использовать все замечательно, то в России нужно приходить к крупному игроку и говорить, что нам это надо, давайте мы это сделаем. То есть у этого есть, конечно, минусы, связанные с тем, что это дорого. Но есть и плюсы.

Вы помните, недавний глобальный сбой Windows, который отключил аэропорты?

- Помню, разумеется.

- На Россию он не повлиял: у нас свое ПО. Опора на отечественный софт имеет смысл, например, с точки зрения безопасности. Хотя для России это будет более сложной задачей, поскольку нельзя просто использовать самую лучшую технологию, которую произвели где-то в другой части планеты.

Возвращаясь к истории о том, какие профессии останутся, какие будут заменены. Действительно, проблема в том, что ИИ не закрывает всех потребностей при возникновении дефицита кадров. Где сейчас дефицит кадров, если говорить про обрабатывающую промышленность? Это профессионалы-универсалы, слесари, электрики, токари. Желательно, чтобы человек сразу обладал разными навыками. Это то, где искусственный интеллект сейчас никак не поможет. А если говорить про автоматизацию именно неквалифицированного труда, то тут мы возвращаемся к истории о рентабельности. Сейчас в России достаточно дешевый неквалифицированный труд пока что, и это позволяет компаниям откладывать решения по автоматизации и просто работать по старинке.

В этом смысле, с одной стороны, мы видим декларацию, что ИИ будет развиваться, и, возможно, какую-то часть проблемы для крупных компаний он решит. Но, если говорить про средние м малые предприятия, то там, в общем, пока не очень понятно, как это использовать. Но, опять же, можно использовать это в других сегментах, бухгалтерия, например, там, наверное, можно готовое решение использовать.

- Там, где можно сидеть и по консультанту плюс считать все, что угодно. Значит, как в таком случае изменится характер труда и какие навыки будут востребованы в связи с... Появлением искусственного интеллекта. А главное, как поменяется наука и образование. Ну и какие процессы заметны уже сейчас? Что происходит в связи с появлением искусственного интеллекта?

- Понятно, что прогнозируют автоматизацию рутинных задач. Базово должно произойти вот это. Значит, будет высвобождено время, человеческое время. Это приведет, в свою очередь, к разным вещам.

С одной стороны, видимо, будут расти разные формы занятости: гибкая занятость, удаленная занятость, парт-тайм-работа вот такого типа, Человеческий труд будет не везде нужен в привычном постоянном режиме.

С другой стороны, должны произойти некоторые структурные изменения. Из любопытных идей, например, может произойти как следствие исчезновения рутины, утрата некоторых базовых навыков. Для меня, например, яркий пример, что таксисты в Москве сейчас не знают карту города: если у них отключается навигатор, то они уже не знают, куда ехать, а поскольку у нас в центре сейчас навигатор часто барахлит, это реальная проблема.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости