Реформа надзорной деятельности предполагает смещение акцента с проверок на профвизиты
Минэкономразвития проведет эксперимент по внедрению публичной оценки бизнеса: в России появится государственный рейтинг точек общепита и торговых центров. Запуск системы может начаться уже в 2025 году. Оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и в виде наклейки размещаться при входе в здание. Однако в экспертно-правовом центре уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей предупреждают, что такие рейтинги могут использоваться недобросовестно, поэтому призывают заложить механизм противодействия — ведь репутационные потери для бизнеса зачастую невосполнимы. Власти планируют активно развивать практику профилактических визитов, к ней эксперты отнеслись более благосклонны. Подробности — в материале «Известий».
Что такое профилактический визит
Предполагается, что оценки будут присваиваться предприятиям общепита по результатам профилактического визита инспектора либо самообследования по специальному чек-листу. Оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и в виде наклейки размещаться при входе в здание. В Минэкономразвития считают, что с учетом того, что с 2021 года действует механизм досудебного обжалования, риск некорректного присвоения оценок нивелируется.
Профилактический визит может проводиться как по инициативе бизнеса, так и по инициативе контрольного ведомства. Когда компании необходимо разъяснение каких-либо вопросов, касающихся исполнения требований законодательства, она уведомляет об этом соответствующий контрольный орган, отправив в ведомство заявку. Количество таких обращений не ограничено, объяснили «Известиям» в пресс-службе Минэка РФ.
Профилактический визит проходит в форме беседы, в ходе которой инспектор может консультировать представителя компании по неограниченному числу вопросов контроля за соблюдением требований законодательства, давать свои рекомендации. Профвизит может быть как очным (инспектор приезжает на предприятие), так и в форме видео-конференц-связи (например, через приложение «Мобильный инспектор»). Профвизиты должны снизить нагрузки на бизнес за счет отсутствия штрафов и сокращения сроков (профвизит проходит в среднем в течение одного дня, в то время как проверка может длиться 10 дней).
По итогам первого полугодия 2024 года, бизнесмены через портал «Госуслуги» оценили более 4 тыс. профилактических визитов в среднем на 9,9 балла из 10. Также 96% предпринимателей рекомендуют коллегам принять участие в проекте. Помимо снижения административной нагрузки профилактические визиты помогают бизнесу сэкономить: если одна проверка обходится предпринимателю примерно в 175 тыс. рублей, то профвизит — в 87 раз меньше, сообщил в рамках ВЭФ замминистра экономического развития России Алексей Херсонцев (цитаты и данные — по пресс-релизу Минэка РФ).
Замруководителя экспертно-правового центра уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Наталья Рябова рассказала «Известиям», что концепцией совершенствования контрольной деятельности до 2026 года определено, что в качестве средства стимулирования добросовестного поведения должно быть реализовано рейтингование.
— Уже сейчас есть отдельные элементы чего-то похожего, например звездность ресторанов, гостиниц, — говорит Наталья Рябова. — Во многих информационно-аналитических системах по хозяйствующим субъектам тем или иным образом показываются результаты проверок — выявлены нарушения или нет, и при подборе контрагентов на это тоже обращается внимание.
Не является «палочной системой»
Профилактические визиты начали практиковаться Роспотребнадзором после пандемийного года и показали себя очень хорошо, напоминает председатель координационного совета ФРиО, основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов.
— Предприниматели шли навстречу. В этом случае будет то же самое. Профвизит более эффективен, поскольку не является «палочной системой». У него нет цели обязательного наказания, как при обычном режиме надзора, — сказал он.
Исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев дополняет, что в отличие от традиционных проверок, которые часто являются стрессовыми и времязатратными, профилактические визиты направлены на помощь предпринимателям в приведении их деятельности в соответствие с законодательством.
— В конечном счете от этого выиграют потребители, для которых результаты профвизитов станут еще одним поводом выбирать то или иное заведение и быть уверенным в качестве сервиса и кухни, — соглашается основатель ресторанной компании «Максим» (Тюмень), член генерального совета «Деловой России» Лариса Невидайло.
Председатель «Ассоциации защиты бизнеса» в России Юрий Копачев полагает, что помощь и советы предпринимателям по устранению потенциальных вопросов окажутся полезны, но внедрять государственный рейтинг не стоит.
Оценивать должен потребитель
При составлении рейтингов заведений крайне важна правильная расстановка акцентов, считает владелец и основной акционер группы компаний «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Как ресторатор он категорически против выражения «государственная оценка бизнеса». Оценивать бизнес в рыночной экономике должен именно потребитель, полагает он.
— Зато как ресторатор я обеими руками за то, чтобы результаты государственного контроля были общедоступны для тех же потребителей, — рассуждает Борис Титов. — Ну хотя бы в виде стикера на двери, чем он хуже оценки того же Tripadvisor? Но подчеркну еще раз, это не рейтинг. Это свидетельство того, что заведение не нарушает условий безопасности. То есть исполняет стандартные требования, которые к нему предъявляются. Отдельно радует, что внедрение подобной системы требует наличия понятного и компактного чек-листа, к которому будут прибегать обе стороны — и проверяющий, и проверяемый.
Поэтому, добавляет он, наклейка «я прошел чек-лист», как подтверждение добросовестности, будет востребована.
Основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский полагает, что, скорее всего, рейтингование объектов будет проводиться в общей логике контрольной (надзорной) деятельности, «но мы пока не понимаем, будет ли оно привязано к профилактическому визиту или будет организовано вообще по-иному».
— Я бы для начала отделил качественные ТЦ от остальных объектов торговой недвижимости, — говорит Войцеховский. — Для решения данной задачи мы в РСТЦ уже не первый год предлагаем государству ввести основные определения индустрии (и прежде всего качественное определение самого торгового центра) в законодательство и затем проводить сертификацию ТЦ на основании отраслевых стандартов, которые будут нами адаптированы специально для этого.
Что касается профвизитов, то в контексте общепита встает вопрос объективности оценки, считает вице-президент «Опоры России» Аркадий Гершман.
— Допустим, действующая оценка ресторанов Мишлен: там целый комплекс, начиная от входной зоны в заведение, уровня обслуживания, меню и заканчивая маленькими принадлежностями в туалетной комнате, — говорит Гершман. — Поэтому, когда мы видим, что у заведения есть звезда Мишлен, уровень доверия возрастает. Если государственный рейтинг общепита будет основан на подобном комплексе оценочных факторов, то, конечно, в этом есть смысл.
В сфере проверок чем больше прозрачности, тем лучше для всех, отмечает владелец торговых центров, глава ГК «Далпорт» Олег Николаев.
— Но только нужен четкий ответ «да — нет», прошел проверку, не прошел. Сопротивление возрастает там, где люди начинают опасаться, что инспекторы захотят на свой вкус расставлять конкурентов по рангу. А это еще и почва для коррупции, — предостерегает эксперт.
С ним согласен эксперт АБКР (Ассоциация брендинговых компаний России) Фархад Кучкаров — сама концепция «публичного рейтинга» кажется ему позитивной, однако остаются вопросы к механике.
— Но я уверен, что после того, как идея будет запущена в качестве эксперимента, когда соберется обратная связь и будут замеры эффективности, авторы смогут внести улучшения и у нас появится еще один полезный потребительский инструмент, — комментирует эксперт.
Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев обращает внимание на важный момент: по статистике, от двух третей до четырех пятых кафе, баров и ресторанов закрываются в первый же год работы (это и ликвидация бизнеса, и смена собственников, и полное или частичное изменение концепции заведения).
— Не очень понятно, войдут ли в рейтинг вновь открывшиеся. А если войдут, то как их можно будет рейтинговать в первый год или даже в первые три года и сравнивать с давно существующими, — указал он.
Предложенный проект интересен, но должен носить характер «по запросу», уверен президент ассоциации кулинаров «Вкус мира Рус», руководитель школы поваров «Росбиотех» Владимир Олейников. Он отмечает, что предприниматель должен стремиться сам попасть в рейтинг — его не нужно обязывать хотя бы по той причине, что «настал период жесткой нехватки кадров, это отражено по отрасли на всех сервисах подбора персонала».
В свою очередь, замруководителя комитета по управлению корпоративными финансами Евразийской ассоциации бизнеса Анастасия Лебедева считает, что более подходящий вариант — не инспекции управляющих органов, а посещение заведений другими рестораторами: гостевые смотры, своеобразный обмен опытом. Это и есть максимальный контроль качества и безопасности.