Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Бажанов, главный редактор журнала «Literra Nova» (Саранск). Один из 93-х процентов.

Когда-то в США было проведено исследование, показавшее, что способности к занятиям бизнесом имеет всего 7% людей. Эта цифра до сих пор никем не опровергалась.

А что думают о бизнес-деятельности люди, составляющие подавляющее большинств о населения Земли? Среди журналистов и руководителей печатных и интернет-изданий есть люди, успешно занимающиеся бизнесом. Блогеры в интернете зарабатывают миллионы. Но очень многие издания живут исключительно за счёт спонсоров (государственных или частных), а подавляющее большинство блогеров не зарабатывает в соцсетях ни копейки.

О том, почему руководители печатных изданий предпочитают жить за счёт спонсорства, мы беседуем с главным редактором ежеквртального литературного журнала «Литерра Нова» Александром Бажановым.

 

- Александр, Ваше издание с бизнесом не связано.

- От слова совсем.

- А Вы никогда не пытались издавать что-то самоокупаемое, тем более – приносящее прибыль?

- Никогда. У меня тяга к литературе, а не к коммерции. Скажу честно: у меня была одна попытка, связанная с созданием литературной газеты, но она окончилась полным провалом. И я понял, что бизнес – это не моё.

- Я в своё время работал в малотиражной газете, которая тем не менее окупала себя и ещё приносила чуть-чуть прибыли. Секрет был прост: 40% места в ней всегда отводилось рекламе. В редакции был сотрудник, разъезжавший по возможным рекламодателям и уговаривавший их дать у нас рекламу по весьма недорогим расценкам, и сотрудник, распространявший газету в выставочных центрах, где она попадала в руки возможных клиентов наших рекламодателей. Количество обращений по рекламе у нас было достаточным, чтобы рекламодатели были довольны. Ещё процентов десять газетной площади занимала скрытая реклама.

- Бывает, что такая реклама занимает и больше места.

- Ну, это как издание может устроиться. У нас больше не получалось, но и этого вполне хватало.

А как Вы считаете, есть сейчас не интернет, а обычные издания, не имеющие громкого имени, которые могут существовать сами? Интернет сейчас кормит разными способами целый ряд изданий, а о заработках успешных блогеров, учитывая многомиллионные претензии к ним налоговых органов, ходят легенды.

Как Вы считаете, могут ли издания такого типа, как «Литерра Нова» могут что-то зарабатывать на той же рекламе, или им это не удастся.

- Я работал одно время в полукоммерческой газете, правда, наёмным сотрудником. Это – газета «Столица С», она существует до сих пор. Она живёт на тех самых началах, о которых Вы говорите. Но, даже при том, что она считается коммерческой, насколько мне известно, она полностью себя не окупает: там есть некие варианты спонсирования. Я отдал этому изданию двенадцать лет своей жизни, но сейчас там не работаю и, разумеется, многого о его сегодняшнем существовании не знаю.

- А эта «Столица С» - рекламное издание, или массовая газета?

- Это массовая газета с уклоном в желтизну. Когда у нас в 90-х годах всё это начиналось, в нашем регионе не было жёлтой прессы. У нас были рекламные газеты, партийные газеты существовали, молодёжная газета была. И открылось два издания: «Вечерний Саранск» и «Столица С», обе коммерческого типа. Сначала у них был один издатель, крутой коммерсант, потом он погиб, и эти два издания отправились в свободное плавание. Причём одно издание в процессе этого плавания утонуло: «Вечерний Саранск» приказал долго жить. А «Столица С» выходит и сегодня, хотя, насколько мне известно, там есть внешние вливания.

- А теперь вопрос к Вам как к редактору литературного журнала: каковы отношения издания с бизнес-структурами? Вас кто-то поддерживает? Рекламы в журнале я не видел.

- В начале нашей деятельности был один материал со скрытой рекламой, потому что я пытался выходить на коммерческие структуры. Но дело в том, что бизнес у нас в республике своеобразный: наших предпринимателей литературные издания не интересуют. Один раз мы опубликовали человека, попросившего издать его мемуары, и он сделал разовое вливание, но это был единственный случай.

- А сколько лет существует журнал?

- С 2011 года издавалась литературная газета, тоже «Литерра», но без «Нова», правда издатель у нас был другой, потом он от нас отказался. К тому же нас не устраивал формат газеты: он мало подходит для литературного издания.

Дело в том, что когда-то я проработал десять лет в литературном журнале, издававшемся в нашей республике. Но с течением времени я понял, что хочется сделать что-то своё, а не быть в чьей-то команде, тем более, что своя команда у меня уже была. И я начал искать издателя, нашёл его, но он готов был издавать только газету. И мы года три издавали газету.

- Еженедельную?

- Нет, ежемесячную.

Но формат газеты меня не устраивал: тяжело было публиковать прозу. К тому же возникли серьёзные проблемы с распространением. И когда издатель от нас отказался, я подумал, что всё – проект заглох. Но тут на меня вышел другой человек, Сергей Голованов, и сказал, что готов спонсировать моё издание. И благодаря ему мы уже девять лет держимся на плаву. И существуем мы не за счёт спонсора, поскольку спонсор требует какой-то отдачи, а за счёт мецената.

- Что ж, давайте поговорим о меценатах. Меценатство было распространено в России царской, а затем в России постсоветской, в 90 – начале 2000-х годов. Причём меценатами в то время становились зачастую «авторитетные предприниматели», хотя, конечно, не только они. Вы сталкивались у себя в Саранске с поддержкой культуры представителями криминального мира?

- Ещё как сталкивался. Но, слава богу, я тогда был просто наёмным работником.

Я работал в коммерческой газете «Столица С», которую основал Олег Еникеев. Я бы не сказал, что он был бандит.

- До сих пор существует такое определение, родившееся в 90-е: «авторитетный бизнесмен».

- Да! Вы попали в точку. У него была своя империя: он держал две газеты, была даже своя футбольная команда. Надо сказать, таких «авторитетов» было много по всей стране, но для Еникеева всё закончилось печально (Олег Еникеев был расстрелян киллерами осенью 1995 года в аудитории Мордовского государственного университета, где он преподавал – В.В.).

Его империя перешла под крыло «авторитетных чиновников».

- И Вы от коммерции остались далеки.

- Понимаете, я в коммерсанты не гожусь: коммерсант должен быть очень рациональным человеком, а я – человек творческий, порой витающий в эмпиреях. К тому же я не могу заниматься бизнесом, поскольку меня волнуют такие вопросы: не обманул ли я кого-то, честно ли я заработал деньги и тому подобное. Это не для коммерсанта, целью которого должна быть прибыль.

- Но есть и ещё один вариант: как писал ещё Александр Сергеевич Пушкин, «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Хотя, будем честными, уже в те времена были писатели, торговавшие именно вдохновением. А сегодня коммерческая литература – один из столпов литературной жизни.

- Коммерческая литература всегда была столпом литературной жизни. Цветы лучше всего растут на хорошо унавоженной почве. И пусть большинство создававших её авторов давно забыт, целый ряд писателей, чей талант несомненен, создавали произведения, поначалу считавшиеся коммерческими, но затем вошедшие в историю литературы – тот же Дюма или Жюль Верн. Так что коммерческая литература – естественная часть литературной жизни. Авторы, пишущие свои произведения под заказ и ради денег, были, есть и будут. И лучшие из них будут создавать шедевры.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости