Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Двигатель торговли.

Нови Сад, второй по величине город Сербии, время от времени называют культурной столицей Европы. Разумеется, на это звание могли бы претендовать и другие города, но тем не менее. В городе и его окрестностях проходит громадное количество различных культурных мероприятий: один из ведущих международных музыкальных фестивалей «EXIT», месячный осенний культурный фестиваль и другие. Конечно, рядом с ними несколько меркнут регулярные фестивали вина, цветов, еды и тому подобных вещей. Но для представителей малого и среднего бизнеса эти мероприятия – прекрасная возможность заявить о себе, прорекламировать свою продукцию и просто подзаработать.

Разумеется, наиболее ценным для здешних предпринимателей мероприятием является ночной рынок, работающий каждые две недели по пятницам в историческом центре города на территории старого рыбного рынка. Здесь разнообразные производители и мелкие торговцы довольно успешно ищут своих покупателей, которые нередко записывают адреса магазинов (как правило, небольших и без особой рекламы), где продаётся приглянувшийся им товар.

Начнём с самого распространённого на всех подобных мероприятиях продукта – пива. Любой фестиваль в Нови Саде и его окрестностях, будь то европейского масштаба «EXIT» или маленький фестиваль цветов, автоматически становится частично пивным: ларьки с разливным пивом присутствуют здесь обязательно. 

№1.jpg

Пивоварня «Молот Богов» на фестивале еды.

В Нови Саде, как и во многих других городах, львиную долю рынка продуктов занимают торговые сети, которым невыгодно работать с мелкими производителями. Пиво в таких магазинах бутылочное и баночное, разумеется, не только местное, но и импортное. Небольшим пивоварням сюда не прорваться, и они находят обходные пути. Пивоварня со скромным названием «Молот богов» - постоянный участник ночного рынка и других фестивалей. Её продукция – пиво со специями. Сорта названы в честь персонажей скандинавского эпоса: Локи, Тор, Фрея и т.д. Всем любителям пива здесь дают записать адрес фирменного пивного бара.

Надо сказать, что на всех подобных мероприятиях присутствуют только компании, производящие разливное пиво.

Чуть особняком стоят небольшие винодельческие предприятия, которых в округе много. У них есть свои фестивали, в Петроварадинской крепости, в Сремских-Карловцах (это центр местного виноделия в 8-ми километрах от Нови Сада) и даже в самом центре города на площади Свободы. Но при этом небольшие винодельни не пропускают и «чужие» фестивали и ярмарки. Именно на таких мероприятиях вы можете попробовать вино, купить бутылку-другую и узнать адреса тех небольших винных магазинов (винниц), где понравившийся вам напиток продаётся.

Надо сказать, что ночной рынок облюбовали и совсем маленькие, семейные, винодельни, явно не выходящие со своей продукцией за его пределы. Они привозят совсем немного бутылок каждого вида домашнего вина, ракии или ликёра и распродают их, как правило, постоянным клиентам (на ночном рынке постоянная связь между продавцами и покупателями устанавливается быстро).

Ещё один сектор малого бизнеса, представленный на всех возможных площадках – производство мёда и разнообразнейших продуктов из него. 

№2.jpg

Медовый прилавок на ночном рынке. 

Судя по тому, что весь товар у них упакован в стеклянную тару с фабричными этикетками, значительная его часть расходится по магазинам. На фестивалях же и ночном рынке речь идёт не только и, возможно, не столько о прибыли, но о рекламе. Если посмотреть на сделанную на ночном рынке фотографию, ясно, что ассортимент, предлагаемый этим производителем, достаточно широк: светлый и тёмный мёд, маленькие баночки с различными продуктами пчеловодства (прополисом и т.д.), медовуха в обычных бутылках 0,7 литра и длинная бутылка с чёрной этикеткой – медовача – фантастическая медовая ракия (ракия — это традиционный национальный напиток южно-славянских народов, изготовляемый путём перегонки, как самогон). Традиционной сербской ракией считается сливовая, но это уже другие производители и другие ларьки.

На каждом мероприятии медовых ларьков несколько.

Производители колбас и копчёностей выходят из общего ряда: некоторые из них принимают участие в фестивалях и ярмарках исключительно, чтобы «показать флаг». 

№3.jpg

Так рекламирует себя на фестивале еды среднее мясоперерабатывающее предприятие. 

На фестивале еды кроме этого производителя, поставившего фирменный знак, но не торговавшего выложенным товаром, был такой же (чуть поменьше) прилавок «Румынские копчёности» и большой павильон «Венгерские колбаски», где, на самом деле, готовили из этих колбасок какие-то блюда и кормили (не бесплатно, разумеется) гостей фестиваля.

Торговлей занимались только небольшие компании. При этом рекламировали они себя порой весьма оригинально. 

№4.jpg

Свиные головы – чисто рекламная завлекающая акция

Тройной прилавок этой фирмы был аккуратно поделен. Одну его часть занимал «общепит»: повар бросал на глазах публики в котёл с кипящим маслом мелко нарезанную свинину, а затем каждый желающий (их было немало) мог купить порцию очень вкусного мясного блюда с салатом из картошки с луком. Рядом с этим действом небольшая часть прилавка была завалена копчёными свиными головами. Их не пытался купить никто, зато все фотографировали. Представитель компании, видимо, старший здесь, объяснял всем желающим, что головы лежат исключительно для привлечения внимания. И, действительно, такой очереди, что стояла к третьей части прилавка, заваленной полукопчёными и копчёными колбасами, на фестивале больше не было. 

№5.jpg

А вот и колбасы, к которым привлекают с помощью свиных голов.

Стоит сказать о ценниках. Они примерно соответствуют «акциям» в сетевых магазинах, когда цены на отдельные сорта колбас снижаются на 30 – 50%.

Лотки с кондитерскими изделиями на всех упоминаемых мероприятиях бывают в обязательном порядке. Даже на фестивале цветов среди стоявших по периметру площадки, на которой происходило действо

«посторонних» ларьков сладостей было больше всего. Разумеется, первое место здесь занимает маковый рулет (штрудля), но много и разнообразных пирожных, мармелада, похожего на «Лимонные дольки», но всех цветов радуги. Ларёк с косхалвой я выбрал для фото, поскольку он был лучше освещён, да и размеры предлагаемого лакомства меня поразили. 

№6.jpg

Прилавок с косхалвой на ночном рынке. 

Правда в качестве участников здесь выступают в основном не производители, а маленькие магазинчики, предлагающие в довесок к сладостям визитки с адресами и телефонами.

Фестиваль цветов (на самом деле, ярмарка разнообразных саженцев) особого внимания публики не привлёк, хоть и проходил почти в центре – возле стадиона «Воеводина». Впрочем, судя по выбранному месту, меньшему, чем все основные площадки подобных мероприятий, это и ожидалось. Участникам отводилось не много места, часто свой товар совместно выставляли два-три ИП. Три хозяйки было у небольшого количества саженцев, которые я сфотографировал. 

№7 (2).jpg

Саженцы на фестивале цветов. 

Зато не совсем профильных (и совсем непрофильных) товаров хватало. Так разнообразные керамические изделия занимали несколько мест. Об алкогольно-кондитерском рае вдоль периметра фестивальной площадки говорить не приходится.

№8.jpg

Керамика на фестивале цветов. 

Керамика постоянно присутствует на различных мероприятиях, как и предметы народного прикладного искусства. Последние представлены весьма разнообразно. 

№9.jpg

«Творческий» прилавок на ночном рынке. 

На фото лишь малая толика того, что готовы предложить народные умельцы ценителям своего жанра. И это только на ночном рынке.

Однако, всегда и везде появляется что-то новое и начинает завоевание своего сегмента рынка. Совсем недавно возле Петроварадинской крепости состоялась первая, как я понял, в этих местах историческая реконструкция: стрельба из лука, бросание копья, рыцарский поединок, маленькая средневековая битва. Уже там, кроме традиционных алкоголя, мёда, кондитерских изделий и детских игрушек, появился новый ассортимент товаров: доспехи, шлемы, щиты, мечи и прочие аксессуары средневековых воинов. Не знаю, предвидел ли кто-нибудь, что умельцы-реконструкторы начнут наступление на местный рынок с фестиваля еды. 

№10.jpg

Этот рыцарь пришёл на фестиваль еды отнюдь не поесть. 

Несколько на отшибе, за одной из эстрад (их на фестивале еды было две), расположился средневековый рынок, где покупателям предлагалось всё, перечисленное выше вооружение. Не скажу, что торговля шла бойко, но интерес люди проявляли. Так что, может быть, изделия реконструкторов сумеют занять на рынке своё место. Во всяком случае заявку на это они сделали.

И, наконец, последнее – услуги. 

№11.jpg

Ночной рынок. Школа танцев. 

На этой фотографии не просто толпа: идёт показательный урок школы танцев. Эти люди под известную музыку Микиса Теодоракиса к фильму «Грек Зорба» пытаются танцевать сиртаки. Потом они разойдутся, унося с собой визитки с адресом и телефонами школы, готовой обучать их танцам.

Между прочим, реклама не стоила школе ни динара: для всего рынка играла их музыка (сиртаки был последним танцем в программе), а в качестве танцплощадки использовалось свободное пространство за последним рядом прилавков. И все были довольны.

Я не знаю, проводит ли кто-нибудь мониторинг эффективности этих рекламных мероприятий. Судя по тому, что за семь лет существования (включая карантинные годы пандемии) ночной рынок перешёл с ежемесячного графика на двухнедельный, а фестивали еды, питья и прочего идут сплошной чередой, эффект есть.

Может быть, этот опыт кому-то где-то пригодится?

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости