Как работают в Сербии малые предприниматели? Об этом мы беседуем с Дмитрием (свою фамилию он просил не называть), основателем ИП, занимающегося частным извозом.
- Дмитрий, когда Вы приехали в Сербию?
- Это было два года назад, в сентябре 22-го.
- В России Вы тоже занимались бизнесом?
- Нет. Я по образованию инженер-строитель, работал по специальности. Приехав сюда, тоже сначала рассчитывал устроиться на стройку, но, разумеется, не простым рабочим.
- Это не получилось?
- Понимаете, людей с «белым картоном», как правило берут на работу без оформления, а это – вполне определённые вакансии.
(«Белый картон» - это сербский аналог временной прописки, который подтверждает регистрацию иностранца по месту пребывания.
По закону иностранец обязан получить справку в течение 24 часов после въезда в страну. Это нужно сделать, только если он собирается остаться в Сербии больше чем на сутки. Срок действия «белого картона» - месяц. – В.В.)
- И Вы зарегистрировали ИП?
- Да. Это самый надёжный, наряду с приобретением недвижимости, способ получить ВНЖ, причём сразу на три года.
- А потом надо было ждать решения по ВНЖ.
- Разумеется. А жить то надо. Вот я и занялся извозом.
- А машина откуда взялась?
- Когда я решил ехать в Сербию, то было ясно, что ехать нужно на машине. Я отправился в Москву, благо это недалеко, и получил визу в Грецию (она – страна ЕС) на месяц. Мы с женой и двумя детьми сели в нашу машину (у нас минивэн), запихнули вещи на первое время и приехали сюда. Так что мне было на чём работать.
- А потом не стали менять работу?
- Получив ВНЖ, я, конечно, опять попробовал устроиться по специальности. Но оказалось, что моё ИП сразу с нескольких точек зрения удобнее и выгоднее работы на стройке.
- С каких именно точек зрения?
- Во-первых, я сам себе хозяин. Я могу строить свой рабочий день так, как мне нужно и не завишу ни от каких смежников, ни от какого начальства.
Во-вторых, ни на какую стройку меня сразу на хорошую должность и хорошую зарплату не взяли бы. А так я завишу от самого себя: много заказов – долгий рабочий день, устаю, но зарабатываю хорошие деньги. Мало заказов – могу дать себе какой-то отдых.
В-третьих, уже в первые полгода я понял, что колесить на моей машине по городу в поисках клиентов – не то, что мне надо. Я хорошо зарабатывал, подвозя пассажиров, прилетевших из России в Белград. Русскоязычных водителей было мало, с большой машиной – единицы. И я набирал себе клиентскую базу: люди брали мой телефон и потом звонили, заказывали мою машину.
- Но сейчас, как я понимаю, поток «релокантов» из России сильно уменьшился.
- Да, но есть поток россиян, вначале выбравших другую страну, а теперь перебирающихся сюда. И потом моя клиентская база за два года выросла настолько, что я один с ней не справляюсь.
- Сколько же у Вас работает человек?
- Сейчас нас трое: я, ещё один водитель со своей машиной и наш диспетчер Люся. Но мы уже подыскиваем ещё одного водителя.
- При этом Вы не ездите по городу?
- Нет. У меня Виктор на «Опель Астра», город на нём.
- А что у Вас?
- У меня семьи, где нужно везти больше четырёх человек, или слишком много багажа. Вожу в Черногорию и обратно. Но основная загрузка – «визаран».
(Что такое «визаран». Приехавшие в Сербию россияне, получив «белый картон», дающий право проживания в стране в течение месяца, должны, если они живут дольше, ежемесячно покидать Сербию, снова возвращаться, отмечаясь на границе, и получать новый «картон». Делается это просто: люди на такси доезжают до ближайшей границы со страной, пропускающей, как Сербия, россиян без визы, переходят границу, а через полчаса возвращаются обратно. В тот же день они идут в отделение полиции, предъявляют паспорт с отмеченным официальным прибытием в страну и получают «белый картон» ещё на месяц. Поскольку законодательно это не запрещено, поездки на «визаран» явление очень частое. – В.В.)
- И сколько стоит такая поездка?
- Я вожу в Боснию. Это, в общем, по российским меркам, не так далеко: если ехать от Москвы, то в пределах Московской области. Стоит такая поездка две тысячи динар с человека. В машину мою садится восемь пассажиров.
- И как часто Вы возите людей на «визаран»?
- Минимум пять раз в неделю. «Релокантов», живущих по «белому картону» много, у меня большая клиентская база, а «сарафанное радио» постоянно приводит новых людей. Клиенты, у которых должны прилететь знакомые с большой семьёй или большим багажом, тоже ко мне обращаются. Так что жаловаться грех.
- Так что обеспечить семью для Вас – не проблема?
- Учитывая, что мы сумели продать квартиру в России и купить на эти деньги квартиру здесь, наши финансовые дела идут вполне нормально. Тем более, что моя жена выучила сербский язык и уже больше года работает. Дети ходят в сербскую школу.
- Она, разумеется, бесплатная.
- Конечно. Когда мы приехали, русских частных школ ещё не было. Но, с другой стороны, это и к лучшему: дети свободно говорят на сербском языке, а мы не платим за их обучение.
- Дмитрий, а много здесь таких, как Вы, «извозчиков»?
- Нет. Здесь – пять машин, три ИП. Ещё одно, как у меня: уже два водителя и диспетчер. Есть ещё человек, приехавший прошлой осенью, он пока один. Но здесь и город не такой большой, и своих таксистов хватает. Так что рынок ограничен. В Белграде, конечно, таких, как мы, больше. Но я не думаю, что, как после революции, когда бывшие офицеры массово шли в таксисты, сейчас не будет. Больше всего приехало айтишников, они в «извозчики» не хотят.
- Они могут работать удалённо.
- Да, они так и работают.
- А что ждёт в будущем таких, как Вы?
- Выучим сербский и будем работать, как все частные такси. Конечно, на дальних маршрутах бывшим россиянам приятнее ехать с водителем, говорящим на их родном языке, но надо возить и сербов, и англичан, которые тоже здесь живут. (В Сербию – дешёвую европейскую страну – приезжают жить британские пенсионеры. – В.В.) Без работы не останемся.
Беседовал Владимир Володин.