Месяц назад проект «Контур. Фокус» опубликовал результаты исследования участия российских предпринимателей в сфере образования. Итоги исследования показали, что в России доля малого бизнеса в этой сфере деятельности растёт. За последние три года индивидуальных предпринимателей в этом направлении стало больше на 43,6%. По мнению аналитиков, самый активный рост ИП отмечается в школьном образовании: с 2021 по 2024 год количество частных школ, открытых предпринимателями, увеличилось на 73,7%.
С одной стороны, не верить авторам исследования мы не можем, однако есть и другая сторона вопроса. Алексей Семёнычев — основатель проекта «Альтернативное образование в России», организатор фестиваля семейного образования «Весь мир — наша школа», конференции «Демократические школы. Воспитание свободой», автор книг по методикам семейного образования, считает: «Мы можем уверенно посчитать, сколько у нас государственных и частных школ. Но сколько у нас школ, называющих себя «альтернативными», до сих пор неизвестно, эта сфера окутана туманом тайн и загадок».
Действительно, в России существует большое количество «альтернативных» школ, «семейных» школ, так называемых «нешкол» (школ, работающих, хотя и с лицензией, но точно без аккредитации, чьи ученики сдают не только ОГЭ и ЕГЭ, но и контрольные работы в других, аккредитованных, школах. А сколько школ работает по лицензии на дополнительное образование, скорее всего не знает никто. Они затерялись где-то между частным образованием и государственным.
Ряд экспертов, занимающихся этими вопросами, утверждает, что, хотя существует несколько созданных энтузиастами карт, на которых такие школы отражены, но даже эти карты не могут показать подлинного состояния дел: одни заведения закрываются, другие открываются.
Однако в последнее время школ, которые открываются и работают, всё же становится больше, и достаточно резкое увеличение количества ИП, занимающихся образовательной деятельностью – яркое тому свидетельство.
Однако и здесь не всё так просто. Вернёмся к исследованию проекта «Контур. Фокус». В нём говорится: «За три года общее количество государственных и частных организаций в сфере образования увеличилось на 10,9%, с 173 531 организации в 2021 году до 192 405 в 2024 году». При этом, как утверждают авторы исследования, положительную динамику показывают только ИП, которых за 3 года стало больше на 43,6%. Частных образовательных компаний за тот же период стало меньше на 7,2%, а бюджетных образовательных организаций на 3,2%».
Разумеется, объяснение можно найти любой цифре: количество бюджетных организаций уменьшается за счёт их слияния, не все частные школы выдерживают конкурентную борьбу на рынке и регулярный рост арендной платы… Но есть вещи, говорящие о новых тенденциях: больше всего бюджетных, частных образовательных организаций и ИП работает в направлении «Дополнительное образование детей и взрослых», - это опять из неоднократно упоминавшегося исследования: «Количество организаций и предпринимателей в этом сегменте увеличивается год к году, а за три года рост составил 37,4%. На сентябрь 2024 года в нем работает 85 395 организаций и ИП. На втором месте по количеству – «Школьное образование», где действует 40 836 организаций и ИП, при этом за 3 года их стало меньше на 1,5%. На третьем месте по количеству – «Дошкольное образование», где работает 35 004 участника. За три года это направление уменьшилось на 6,7%».
Обратим внимание на то, что речь идёт о дополнительном образовании не только для детей, но и для взрослых. Эксперты, занимающиеся рынком IT-технологий, утверждают, что в этой области в последние годы резко выросло количество разнообразных курсов, в том числе частных. Это в первую очередь связано с открывшимися в изобилии вакансиями: людям, желающим их занять, зачастую необходимо повысить свою квалификацию.
Также ИП нередко работают в сфере дополнительного образования: от курсов иностранных языков до специфических навыков, вроде игры на музыкальных инструментах или освоения ремесел. И нельзя забывать про автошколы, уверенно занимающие второе место по количеству работающих в этом виде бизнеса предпринимателей.
Но всё же в сегменте дополнительного образования большую часть занимают именно детские проблемы, причём не только школьные. Большим спросом пользуются разного рода подготовительные курсы для дошкольников.
И, конечно же, разнообразные альтернативные школы, частенько работающие под вывеской дополнительного образования.
«Когда-то, лет пять-шесть назад, - говорит уже упоминавшийся Алексей Семёнычев, - альтернативные школы открывали едва ли не в библиотеках, прячась от надзирающих органов. Сейчас это движение открыто и становится всё популярнее. Каждый год из этих школ выходят выпускники, приходят первоклашки. Движение, которое могло быть андерграундом, становится интересным полем для педагогических экспериментов. Модели школ всё устойчивее. Спрос на них всё выше».
Что же касается резкого роста на этом рынке именно числа ИП, то индивидуальный предприниматель - самая гибкая форма организации бизнеса и самая простая для ведения бухгалтерского учета. Поэтому, когда возникает потребность в тех или иных услугах, проще на первом этапе зарегистрировать ИП. А если учесть, что речь идёт о небольших школах или курсах, то понятно, что ИП в данном случае – лучший вариант.
Что же касается конкретного сегмента рынка, то бизнес идёт за спросом, и если завтра возникнет больший спрос на иные услуги, предприниматели пойдут осваивать новую рыночную нишу.