- Сергей Николаевич! Посмотрел я Вашу беседу на МК ТВ. Там ещё участвовали Игорь Николаев и Алексей Зубец. Стало ясно, что дела в обсуждавшейся отрасли (трудовые ресурсы и рост зарплат) обстоят, мягко скажем, неважно.
- Дела, с разных точек зрения, обстоят по-разному. Есть ведь и точка зрения получателей денег, трансферов от государства. Игорь Николаев, например, в своих оценках был взвешен.
Но лично меня в данной ситуации пугает продолжающееся расслоение российского населения по уровню получаемых доходов. Росстат публиковал данные, и в откликах на его цифры я читал мнения, что уровень благосостояния российских граждан находится сейчас на самом высоком уровне. Согласно опросам, около пяти процентов наших граждан могут позволить себе абсолютно всё. С другой стороны, если взять нижний слой общества, то там всем стало хватать на еду.
Откуда это? Абсолютно ясно, что зарплаты реально выросли, правда, в отличие от пенсий. Реальный факт – в течение этого года реальный размер назначенных пенсий резко снижается. И власти уже поняли, что это – проблема. Недаром с первого января повышаются пенсии для всех пенсионеров, в том числе и работающих.
Другое дело, что повышение составит 7,3%. Это при том, что цены на ЖКУ выросли, на нашей встрече на МК ТВ было сказано, по-моему, на 11% с лишним.
- Выросли на 9%, на 11% вырастут в июле.
- Я понимаю, что те, у кого не будет возможности оплатить ЖКУ, пойдут и получат жилищную субсидию.
Что же касается заработной платы, то зарплаты растут. Но это происходит настолько дифференцировано…
- Вот это, по-моему, очень важный вопрос.
- Конечно. Возьмём данные Росстата…
Но сразу маленькое отступление: с августа перестали публиковаться данные о миграции населения. Это значит, что поле доступной для исследования информации сужается, причём кардинально. Мы не знаем, сколько производится бензина, каких-то других видов топлива, сведения о добыче ушли, как я понимаю, в разряд «для служебного пользования».
Но сейчас передо мной открыты конкретные цифры – данные Росстата за август 2024 года. Средняя зарплата – 82 218 рублей. А дальше – как она распределяется по видам экономической деятельности. В сельском хозяйстве в целом она отстаёт более, чем на четверть. Это – за исключением одной из многочисленных составляющих – рыболовства и рыбоводстве, где она выше на три четверти и составляет 142 240 рублей.
В добыче полезных ископаемых ситуация такова: там по-прежнему средняя зарплата выше на те же три четверти – 150 с лишним тысяч рублей, и рост происходит на уровне среднереспубликанских показателей. К августу прошлого года в целом рост был 18%, то в добыче угля – 15%, в добыче нефти – 19%, в добыче металлических руд – 20%. То есть это – средние показатели, и они, конечно превышают среднероссийский уровень зарплат. Та же добыча нефти и природного газа пока держится: там 206 000 рублей.
Теперь по обрабатывающим производствам: там рост действительно был, причём выше среднероссийского. Но уровень средних зарплат в целом находится на среднероссийском уровне. Где был наибольший рост? Я не готов сейчас комментировать этот показатель, но наибольший рост заработных плат среди обрабатывающих производств (по сравнению со среднероссийским, разумеется) был в табачной промышленности. Почему 142 тысячи там, если в производстве напитков – 79 000 рублей, а в производстве пищевых продуктов – 71 тысяча? Мы ведь не каждый день выпиваем, а некоторые, как например ваш покорный слуга, не курят. Так что сегодня объяснить этот факт я не берусь.
- Я думаю, что причина проста: сигареты выдаются солдатам. Значит, есть соответствующий госзаказ.
- Да, не исключаю, что речь может идти о гособоронзаказе. Но это надо смотреть динамику с 2021-го года. А текущая ситуация такова.
По-прежнему очень низкие заработные платы в тех производствах, которые раньше ориентировались на импорт: это текстиль, одежда, производство кожи и кожаных изделий. То есть там, где возникли проблемы с импортозамещением, где с уходом известных марок что-то встало. Будет ли там увеличена заработная плата? Я не очень понимаю, откуда брать ресурсы, где брать станки и запчасти к ним.
- И кто будет на этих станках работать, когда требуются работники на другие производства, где зарплата ощутимо выше.
- Да, и это тоже.
Что ещё интересного? По-прежнему выше заработные платы в производстве нефтепродуктов: они выше среднероссийских в полтора раза. В химической промышленности зарплаты на среднем уровне по стране.
Но есть гораздо более тревожные вещи, о которых говорят и пишут очень многие эксперты: это социальная сфера. Если мы сравним зарплаты в различных отраслях, то увидим. Что там ситуация очень тяжёлая. По образованию я даже сам был удивлён, хотя знал, что они серьёзно отстают. Но, что настолько отстают, я не подозревал.
- Будем честными: образование по зарплатам отставало ещё в советские времена.
- Да. И сейчас средняя зарплата в образовании – 38 тысяч рублей. Относительно средней по России это чуть меньше 50%. Ниже – здравоохранение. И, если вы видите новостные ленты, то там всё время: не хватает фельдшеров, медсестёр. Культура, спорт и развлечения официально в загоне, но это понятно.
Вот такая ситуация, и я не очень понимаю, как она сейчас будет развиваться.
Есть довольно любопытная позиция, но она не вычленяется.
- Какая?
- Существует такая строка – государственное управление и обеспечение военной безопасности. Через точку с запятой – социальное обеспечение. Там зарплата 73 тысячи – где-то 90% от среднероссийской, но думаю, дифференциация там есть.
Вот, если лапидарно, то по отраслям ситуация выглядит так.
По тому же транспорту – практически средний показатель. По оптовой и розничной торговле – где-то 87% от среднего уровня.
Довольно интересные позиции, связанные с нашим повседневным бытом, - жилищно-коммунальные услуги. Вы не видели в интернете, как забил канализационный фонтан в Новой Москве?
- Нет.
- Сильное было зрелище.
Так вот: в водоснабжении, водоотведении, утилизации отходов и т.д. зарплата всего 62 тысячи рублей – меньше трёх четвертей от средней по стране.
Строительство пока держится на уровне 100%, но предсказать, что там может быть, очень сложно. Что делать с этим жилищным фондом на фоне удорожания ипотечных кредитов, просто непонятно.
- Сергей Николаевич, если вернуться к тому самому обсуждению на МК ТВ, то там была поднята не менее важная тема. Как сказал Игорь Алексеевич Николаев, сейчас на российском рынке труда на 100 вакансий приходится 20 соискателей. Скажем прямо, выходов из этой ситуации совсем немного. Или в наиболее важных для экономики отраслях необходимо поднять зарплату, если не до небес, то «выше деревьев», или, как предложил во время этой же передачи Алексей Зубец, массово завозить мигрантов.
- Причём «высокой квалификации», как он выразился.
- Да, причём он уточнил, что завозить надо не таджиков и узбеков, а граждан Индии, Пакистана и Кубы.
И вот тут я бы напомнил: работников из Индии собирается (или уже начал) завозить к себе Израиль, решив заменить ими хотя бы часть работавших там до 7 октября прошлого года палестинцев. А минимальная заработная плата в Израиле – 5880 шекелей, а шекель – почти 29 рублей (пересчитать желающие могут сами). Куда охотнее поедут предполагаемые индийцы?
И не надо забывать, что многие жители тех же Индии и Пакистана с детства мечтают уехать в Англию или США. И обучаются они не только дефицитным в странах их мечты специальностям, но и английскому языку, который, надо сказать, пригодится и в том же Израиле.
Между прочим, в Израиле отнюдь не самая высокая зарплата, и специалисты оттуда тоже уезжают работать в США, Канаду, Англию.
Что в этой ситуации делать России? Каких мигрантов реально ждать? Как конкурировать на мировом рынке труда с развитыми странами Запада?
Можно, конечно, начать завозить китайцев, но они ведь захватят всё.
- Абсолютно. Поэтому такое предложение, мне кажется. Из области не очень научной фантастики.
- Просто стремление выдать желаемое за действительность.
Это представители бывших советских республик Средней Азии работают на неквалифицированных работах и не имеют особых амбиций. И Россия им куда ближе и понятней, чем какая-нибудь Канада.
- Что можно сказать по поводу вакансий: я не знаю, откуда у Игоря Николаева сведения о таком соотношении соискателей работы и вакантных рабочих мест. По данным Росстата на сентябрь (а Росстат публикует только данные о вакансиях, заявленных в службы занятости) вакантно 1989000 рабочих мест. Да, их количество выросло с начала года на 160000. Пик был достигнут в июне – 2124000, потом пошло небольшое и плавное снижение. Что касается численности заявленных безработных, то оно резко сократилось в абсолютных показателях, и сейчас их 392 тысячи (в сентябре прошлого года была 531 тысяча).
- Ну, вот и цифры Николаева: один безработный на пять вакансий.
- Но мы же с Вами прекрасно понимаем, что значительное число вакансий проходят через кадровые агентства. И там вакансии, как правило, требующие от работника большей квалификации. Служба занятости собирает в основном вакансии для неквалифицированных рабочих.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.