- Церен, насколько я понимаю, у Вас теперь международная школа системного менеджмента.
- Да, у нас сейчас студенты из разных стран. В первую очередь, это, конечно, русскоязычные студенты: многие разъехались по всему миру, и сейчас у нас по статистике более тридцати стран.
Конечно, основной поток из России, но тем не менее вполне можно сказать, что мы теперь международная школа. Поэтому сейчас у нас есть цель перевести нашу программу на иностранные языки. С развитием искусственного интеллекта это стало более возможным, и мы над этим работаем. Мы стремимся перевести курсы не только на английский, но сразу и на другие языки.
- А без искусственного интеллекта?
- Дело в том, что программа сложная: одно дело, когда переводится обычный текст, и для этого искусственный интеллект уже хорошо переводит и разговорные, и научные тексты. Всё-таки тексты по системному, мышлению, менеджменту достаточно сложные. Но, мы в итоге это сделаем: начнём переводить с очень хорошим качеством с русского на английский и дальше на все остальные языки. И, возможно, мы постараемся сделать английский основным языком, но это уже следующий шаг.
- А школа открывает филиалы в разных странах, или это расширение сферы идёт исключительно онлайн?
- Нет, открывать филиалы мы, скорее всего, не будем, всё происходит онлайн. И более того, мы пока считаем: необходимо организовать нашу работу так, чтобы из любой точки мира можно было на любом языке приобщиться к системному мышлению.
Системное мышление – это такое фундаментальное образование, и оно позиционируется как высшее образование. Но высшее образование ассоциируется с государственным или классическим образованием, поэтому мы говорим о фундаментальности, поскольку есть список фундаментальных теорий, которые называются трансдисциплинами.
(Поскольку Церен Церенов употребил не самый известный термин, постараемся дать его определение согласно статье в Википедии. К сожалению, оно будет достаточно развёрнутым.
Трансдисциплина́рность — принцип рассмотрения любого предмета исследования вне рамок научных дисциплин как продуктов специализации.
Трансдисциплинарность трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.
Также она трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема сразу исследуется в соответствии с требованием всесторонности. Например, на физическом, социальном и психическом уровнях, как локальное, в котором присутствует глобальное.
В ещё одном значении трансдисциплинарность используется как «принцип организации научного знания», предполагающий взаимодействие многих направлений научного исследования при решении комплексных проблем развития человека, природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность в этом смысле предполагает выход учёных за рамки своих дисциплин. – В.В.)
И мы говорим, что есть 16 таких трансцисциплин, которые мы должны изучать. Я вообще считаю, что это нужно любому современному человеку, который стремится к системному саморазвитию.
- Какие дисциплины Вы имеете в виду, говоря о 16-ти трансдисциплинах?
- Кроме общепризнанных – физики и математики, сюда входят логика, онтология, инженерия, собранность, понятизация, этика, эстетика и так далее.
- То есть речь идёт, как говорили когда-то, о воспитании гармонической личности?
- Можно сказать и так, но мы предпочитаем говорить: личность с системным мировоззрением. А кому-то больше нравится говорить: интеллектуальная личность. Это всё – определения, применяющиеся к любому представителю элиты своей эпохи.
- То есть речь о создании интеллектуальной элиты?
- Я бы даже воздержался от термина «элита», хотя в самые разные времена его употребляли по отношению к людям, которые хотят создавать высокие системные уровни: уровни общества и даже человечества. Они хотят что-то делать на этом уровне, и у них есть для этого мастерство, способности и ресурсы, с помощью которых они могут воплотить свои идеи в жизнь.
Вот сочетание этих трёх характеристик: желания, способностей и ресурсов выделяет этих людей. И мы хотим, чтобы таких людей, желающих и имеющих возможность делать что-то на уровне общества и человечества, стало больше.
- Как я понимаю, сравнивая то, с чего начиналась Школа системного менеджмента, а начиналась она, насколько я помню, со школы для предпринимателей, вы поднимаетесь на совершенно новый уровень, который должен быть более широким и значимым.
- Да, мы начинали с такой бизнес-школы, скорее не столько для предпринимателей, сколько для инженеров и менеджеров. Это всё осталось, но при этом мы расширились, и под «инженерами» мы подразумеваем вообще любые профессии.
Вообще мы считаем, что инженерия – это такой метод рукотворного создания каких-то систем в нашем физическом мире. Если вы рукотворно создаёте такие системы, меняющие мир к лучшему, то вы занимаетесь инженерией. Мы считаем, что в этом смысле инженером является и конструктор, и эколог, и даже политик. Просто методы, которыми каждый из них пользуется, разные, но все они входят в класс инженерных. Почему так? Потому что при всех различиях в этих методах есть немало общего: в методах политиков, менеджеров, руководящих предприятиями, воспитателей, кулинаров. Разумеется, у каждой из этих профессий методы свои, но все они имеют общие принципы, и эти принципы – системные:
в этих методах используются понятия система, роль, рабочие продукты и так далее. Поэтому, если вы хорошо понимаете, как устроены методы, как устроены системы, значит вы понимаете, как устроен мир, что такое разные системы, играющие в нём различные роли. И у каждой роли есть свои системы: у политика, у кулинара, у врача-стоматолога.
С точки зрения общих принципов, все системы устроены одинаково, и этим общим принципам мы учим. А уже дальше любой человек гораздо быстрее изучает свою профессиональную сферу.
Вот такой у нас теперь взгляд на вещи, и поэтому мы расширились с пониманием методологии, того, что трансдисциплины будут полезны любому человеку.
- Да, далеко вы ушли от системного менеджмента.
Тем не менее за 10 лет мы так и не стали массовым образовательным учреждением. Вначале у нас были мечты об элитной бизнес-школе, но со временем эта идея начала казаться мне всё менее привлекательной. Постепенно мой фокус сместился — так появилась идея новой грамотности и культуры ученика, которые явно выходят за рамки школы.
- Что же должно прийти на смену?
- Сейчас я всё чаще задаюсь вопросом: а стоит ли нам вообще пытаться быть образовательным учреждением? И дело не в том, что я не хочу или мы не сможем построить «второй Гарвард». Скорее, потому что, как мне представляется, меняется сам тренд развития людей. Классическое образование, как по содержанию, так и по форме, слишком медленно адаптируется к новым условиям.
Сегодня термин «обучение» полностью зарезервирован за традиционными образовательными институтами, и, возможно, нам не стоит оставаться в этом же домене. Обучение — это лишь одна из возможных функций создания личности, причём довольно узкая.
Если посмотреть на семью, то она не «учит» в привычном смысле, но формирует личность, передаёт мировоззрение, даёт точку опоры. Может, и нам пора двигаться в этом направлении?
- Что Вы имеете в виду?
- Мне кажется, важнее не прямая передача знаний в рамках классической модели «учитель — ученик», а еще создание среды, в которой люди не просто запоминают информацию, а проживают её и действуют в условиях неопределённости. Где каждый может искать своё, пробовать, ошибаться и снова идти вперёд. Это больше похоже на сообщество или экосистему, чем на традиционную школу с курсами, экзаменами и лекциями.
В образовательном домене пока доминируют механизмы конечной игры: победители и проигравшие, фиксированные правила, жёсткие рамки “правильных ответов”. Здесь же укоренилось водопадное мышление: сначала учишься, а потом “идёшь в жизнь”. Но нам нужны принципы бесконечной игры, где правила постоянно меняются, цель — не победить, а вовлекать новых людей, исследовать неизвестное, адаптироваться.
Но проблема в том, что сейчас в ШСМ многое всё ещё встроено в парадигму конечных игр. Это заметно даже по нашим мастерам: с точки зрения школы, они «выучились» и теперь мы можем ими гордиться. Но это не про бесконечное развитие, не про сообщество, не про изменение мира. Бесконечные игроки не «завершают» процесс — они продолжают игру, вовлекают других, создают новые возможности. У нас же этого не происходит в полной мере, а значит, проблема в нашей культуре.
Мы пока недорабатываем, а нам надо объяснить почему важно быть активным членом сообщества: из молчаливого наблюдателя становиться активным участником и даже реализовывать волонтерские проекты (впоследствии с начислением токенов).
Сейчас я больше думаю не о развитии школы (по крайней мере, не в традиционном смысле), а о развитии сообщества и его культуры — культуры, которая ориентирована на бесконечное развитие. Человек может жить как конечный игрок, стремясь к достижениям, статусу, победе в соревнованиях, или как бесконечный игрок, исследуя, поддерживая диалог, вовлекая других. Например, можно стремиться «выиграть рынок» (конечная игра) или создать экосистему, в которой инновации будут непрерывно развиваться (бесконечная игра).
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.