Только благодаря этому уникальному для всего мира явлению банка горбуши в советских магазинах стоила 97 копеек при себестоимости ее производства в 1 рубль 60 копеек.
Об этом намедни напомнил общественности президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом он отметил, что проводить сейчас параллели между стоимостью производства курицы и стоимостью производства рыбы не стоит.
«Издержки на выращивание одного килограмма курицы в компактных, а иногда и в скученных, условиях кратно ниже, чем добыча одного килограмма минтая в нескольких сотнях миль от порта выгрузки, который к тому же расположен в 9 000 километров от основных рынков потребления», — подчеркнул Зверев, заметив, что птицефермы располагаются в диапазоне 400–1000 километров от мест продажи или потребления их продуктов.
На фоне того, что в последней декаде марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявлял о наличии до 6 посредников в цепочке от рыбака до потребителя, из-за чего конечная стоимость рыбы вырастет в 3,5 раза, многие россияне восприняли слова президента ВАРПЭ как обоснование скорого очередного повышения цен на продукты рыболовства.
Это, высказывают они опасения в соцсетях, чревато тем, что рыба окончательно перейдет в разряд «деликатесов для избранных», особенно если учесть, что только по февральским данным Росстата удорожание конкретно рыбы и морепродуктов в годовом выражении произошло на 18,08% при среднем значении общей годовой инфляции в 10,6%.
Мнения экспертов на этот счет разделились.
С очередным повышением цен придется смириться
- Как правило, повышению стоимости тех или иных товаров в конкретных отдельных отраслях промышленности предшествует определенная маркетинговая подготовка общественного мнения к мысли, что рост цен неизбежен, – поделился своим личным взглядом на ситуацию генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
- Посмотрите на положение дел в течение последних нескольких лет в любом секторе экономики – то одна, то другая ассоциация производителей чего-либо заявляет, что издержки производства неуклонно растут, в связи с чем очередное удорожание продукции совершенно необходимо. В принципе, это выглядит достаточно логично – любой предприниматель, понятное дело, стремится к максимизации своей прибыли.
Правда, частного предпринимательства в чистом виде у нас в стране практически не осталось, его скорее можно назвать условно частным, потому что оно в любой момент может стать по своему статусу государственным, но государство, в конечном итоге, тоже предприниматель.
Я небольшой специалист по рыбной отрасли и не владею по ней детальной информацией, однако то, что издержки реально растут абсолютно во всех отраслях экономики, совершенно очевидно.
И это для любого отечественного предпринимателя, в том числе и в лице государства, мягко говоря, далеко не самая благоприятная ситуация.
У нас упал экспорт, прежде всего снизились продажи на мировом рынке углеводородов. Соответственно, объем притекающих в Россию средств сокращается, «золотого дождя», который лился на нас с нулевых до десятых годов, уже довольно давно нет.
Поставки любых компонентов из-за рубежа ощутимо подорожали, включая корма разного типа. Выросла стоимость горючего всех видов, из-за этого, в частности, выходить в море на промысел становится все накладнее.
Исходя из всего этого, слова президента ВАРПЭ вполне можно расценить, как «прогрев» общества перед очередным повышением цен на рыбную продукцию.
«СП»: Почему Россия в отношении рыбной продукции не можем поступать так, как поступал, по словам Германа Зверева, СССР? Почему нам не выдать аналогичные субсидии отечественным рыбопроизводителям? Пусть даже кратковременно?
- К сожалению, мы не можем так поступать в отношении абсолютно всех отраслей нашего собственного производства. У нас ведь не только с рыбной продукцией проблемы. Посмотрите, что у нас с угольной отраслью на Кузбассе сейчас делается, в других отраслях дела не лучше.
Нет, конечно, можно сделать всем хорошо, напечатать денег и всем раздать, но тогда вы увидите, что мгновенно произойдет с нашей инфляцией, какие тогда будут цены в магазинах.
Да и потом, Фонд национального благосостояния, он ведь тоже не бесконечный.
Пока он покрывает дефицит нашего бюджета, но ведь в один прекрасный момент теоретически может и не покрыть.
«СП»: Выходит, проблемы в рыбной отрасли – это частное проявление общей системной проблемы в нашей экономике?
- Применительно к рыбной отрасли надо решить, где можно взять деньги на выдачу субсидий. Проводить для этого денежную эмиссию, печатать их, или в очередной раз повышать налоги для населения. Здесь же всегда разумный баланс нужен.
Накормить страну рыбой можно и без госсудбсидий
- С одной стороны, действительно, дикая морская рыба является дорогим продуктом хотя бы в силу значительного превышения мировых потребностей в ней над ресурсными возможностями, – поделился собственным взглядом на ситуацию в отечественном рыболовстве экс-замминистра сельского хозяйства РФ, доктор экономических наук, профессор Леонид Холод.
- Стоимость ее добычи тоже растет, так как «шаланды, полные кефали» ушли в прошлое, уступив место современным траулерам стоимостью в миллионы долларов, требующим большого количества топлива.
Но с другой стороны, есть придуманная норвежцами аквакультура, с помощью которой можно успешно разводить на продажу многие виды рыбы, а также креветки, устрицы, мидии и много чего еще.
В мировом продовольственном балансе, кстати, на аквакультуру уже приходится порядка 54% потребления рыбы, благодаря чему ее стоимость вполне сопоставима с той же говядиной. Мьняма и Вьетнам выращивают большое количество гидробионтов. Бангладеш полмира заваливает креветками. Китай вообще всех опередил, там стоимость всей рыбы резко снизилась из-за мощного развития аквакультуры.
В России выращивают, конечно, карпа, щуку, белого амура, толстолобика, за счет чего рыбные прилавки в наших магазинах выглядят довольно пристойно. Но в нашем продовольственном балансе на аквакульуру приходится, навскидку, не более 10%, из-за чего компенсации роста цен на дикую океаническую и морскую рыбу не происходит.
«СП»: А почему так? Что или кто мешает нам развивать аквакультуру по примеру других государств?
- Это прежде всего вопрос предоставления кредитов, а также наличия собственных специфических кормов, в том числе и для дальневосточных лососевых рыб. Те, кто этим в России занимается, покупают в основном зарубежные корма, которые стоят бешеных денег, и в итоге та же красная рыба получается дорогая.
Чтобы выпуск собственных кормов наладить, нужны инвестиции, предприятия с соответствующим оборудованием. Проблемы эти нам просто необходимо решать, иначе мы так и не нагоним свое заметное отставание от общемирового тренда.
«СП»: Тогда, выходит, можно и без всяких госсубсидий рыболовства обойтись, как во времена СССР?
- СССР, действительно, субсидировал рыбный промысел. Но не сам по себе, а потому, что рыболовство решало ряд стратегических задач, в частности – помогало освоению новых удаленных акваторий. Большие экспедиции, финансируемые государством, позволили Советскому Союзу стать пионером арктического промысла. Добыча криля, нототении и ледяной – это все благодаря этим экспедициям.
Но сегодня государство не может организовывать подобные экспедиции с прежним размахом. А вот частники могли бы, но только при том условии, что существовала бы нормальные системы лизинга и кредитования, позволяющая финансировать подобные путешествия.
«СП»: А что может сделать государство помимо наведения порядка в системах кредитования?
- Рыба, добытая, например, на Дальнем Востоке, в центре страны могла бы быть заметно дешевле, если бы была должным образом развита береговая инфраструктура. Когда рыболовы могли бы без проблем в одном месте разгружать, а также хранить и перерабатывать свой улов.
А в противном случае, при существовании всех этих логистических проблем, каждое новое – и не сильно к тому же развитое – звено в цепочке от рыболова до покупателя только и будет неизбежно прибавлять и прибавлять к конечной стоимости продукта все новые и новые деньги.
От редакции:
В той же Норвегии есть два вида лососевых рыб - дикие и выращенные в морских садках. Дикие лососи и форели в разы, если не на порядок, дороже. Но мы же не будем капризничать, нас и садковая красная рыба устроит.
Тем более, что предприятия по искусственному разведению лосося - точно такие же, как в Норвегии - есть в нашей Мурманской области. И да - себестоимость такой рыбы, которую не нужно везти в Европейскую часть России через всю страну, вполне сопоставима с бройлерами.
Понятно, что все хотят продавать свою продукцию подороже и ищут тому аргументы. А те, кто производит рыбу дешевле, не будут демпинговать - смысла нет, как минимум до появления серьезной конкуренции. Так что будущее российской рыбной отрасли, как ни крути, за аквакультурой.