С презентации антикоррупционного плана начал брифинг советник губернатора и его пресс-секретарь Андрей Иванов. Комментируя в минувшую пятницу результаты комплексного исследования коррупции в Тверской области в 2007 году, он отметил, что в нашем регионе создана обстановка нетерпимости к фактам коррупции, а у правоохранительных органов развязаны руки и теперь они действуют более эффективно, чем в прежние годы.
Социологический опрос проводился Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в Твери, Ржеве и Бежецке. Было опрошено 805 респондентов, в том числе 251 предприниматель и 50 представителей власти.
В ходе опроса выяснялось, с каким конкретно органом у граждан была связана «коррупционная ситуация» и где они дали взятку. Получилось, что 32,75 процентов граждан попали в такую ситуацию в органах здравоохранения, а правоохранительные органы (с 23,48 процента) оказались лишь на втором месте. Налицо противоречие реального положения дел с укоренившимися представлениями: при ответе на вопрос о наиболее коррумпированной организации 32,4 процента граждан назвали правоохранительные органы и только 11,1 процента — органы здравоохранения. Исследователи сравнили полученные цифры со средними показателями по России и пришли к любопытному выводу: правоохранительные органы Тверской области считаются менее коррумпированными, чем в целом по стране, зато здравоохранение коррумпировано больше.
В других сферах взяток дают явно меньше: почти 6 процентов давали взятки в органах местной власти; 3,77 процента — коммунальщикам; 3,48 процента — в органах соцобеспечения и 0,87 процента — чиновникам областного уровня.
В Твери взяточничество более всего процветает в здравоохранении (29,2 процента опрошенных), на втором месте — образование (25,3), а правоохранительные органы — на третьем (21,2). А в Ржеве в коррупционную ситуацию в органах здравоохранения попала уже половина граждан (51 процент); затем следуют правоохранительные органы (18,4) и органы образования (12,2).
В Бежецке все выглядит иначе. Здесь «лидируют» правоохранительные органы (40,9). Здравоохранение отметили 22,7 процента опрошенных. А третье место разделили органы образования и органы коммунальных услуг — по 9,09 процента граждан.
Выявлена еще одна закономерность. С коррупцией в правоохранительных органах столкнулись 34,6 процента мужчин и в три раза меньше женщин — 10,5 процента. Обратная картина с коррупцией в здравоохранении — 38,9 процента женщин против 22,9 процента мужчин.
Оценка относительной интенсивности коррупции в среднем по всем органам власти составила 27,3 процента. Это означает, что именно с такой частотой проблемы решаются с помощью взяток. Коррупцией, по мнению респондентов, более всего поражены городская администрация и представительный орган власти (отметили 56,9 процента опрошенных), органы по архитектуре и строительству (40) и милиция (35,1). Следующая тройка: органы юстиции (регистрация прав и т.д.) — 28,9 процента; органы природных ресурсов -- 27,5 процента и противопожарные органы -- 26,4 процента. За ними следуют суды (областной, городской, районный) — 23,5 процента, органы по торговле и качеству товаров — 20 процентов и налоговые органы — 19,8 процента. Замыкают список областная администрация и мировые судьи — по 15 процентов.
Нулевые значения показали Законодательное Собрание, антимонопольные органы, управление экологической экспертизы и органы охраны труда — респонденты затруднились дать оценки. Исследователи уверяют, что респонденты обычно занижают оценки, исключение составляют городская администрация и противопожарные органы: тут оценки выше, чем данные, полученные из личной практики опрошенных.
Коррупционные клиенты совершают в год в среднем по семь сделок. По мнению респондентов, каждый их коллега ежегодно в среднем совершает по 2,545 коррупционных сделки, а сумма каждой сделки составляет 59669 рублей. Таким образом, среднегодовой «взнос» одного коррупционного клиента в сферу деловой коррупции составляет более 15 тысяч рублей.
По данным Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, на конец 2006 года в нашей области было зарегистрировано 302 крупных и средних организаций, около 57,9 тысячи индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, 3400 крестьянских хозяйств и 7200 малых организаций. По прикидкам, общий ежегодный объем коррупционных сделок составляет в нашей области свыше десяти миллиардов рублей (10476 миллионов).
Андрей Иванов представил План противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти, состоящий из восьми разделов. План будет осуществляться с 2008-го по 2011 год.
В 2009 году будет принят областной закон «О противодействии коррупции». Уже сейчас проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. На территории области будет продолжаться социологическое исследование коррупции. План предусматривает формирование антикоррупционного общественного сознания, совершенствование деятельности по размещению заказов и услуг для государственных нужд.
Противодействие коррупции в исполнительных органах — это проведение плановых и внеплановых проверок, внедрение стандартов и регламентов исполнения государственных функций, утверждение системы «горячей линии», проведение конкурсов между СМИ. Прозрачность деятельности исполнительных органов будет обеспечиваться, в частности, доступом граждан к соответствующей информации.
Самый большой раздел называется «Вопросы кадровой политики». В нем целых восемь подразделов — от «установления жесткого контроля за соблюдением служащими статьи 16 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»» до внедрения механизма «дополнительного внутреннего контроля».
Игорь МАНГАЗЕЕВ