В Российском агентстве поддержки малого и среднего бизнеса прошел "круглый стол" по проблемам законодательства в сфере лицензирования и сертификации.
Здесь отмечалось, что попытки сокращения лицензионного перечня привели... к его неуклонному росту. В действующем федеральном законе "О лицензировании..." предусмотрено лицензировать 215 видов деятельности, "а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено ранее вступившими в силу иными ФЗ". К тому же, одновременно действуют порядка 100 законодательных актов по лицензированию конкретных видов деятельности. Ныне в стране почти 500 нормативно признанных лицензируемых видов деятельности. Реальное же их количество (в т.ч. и без законодательных оснований) - под 2 тысячи.
В русле означенной проблематики Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ реализовывал проект "Исследование и разработка рекомендаций по упрощению и оптимизации процессов лицензирования, сертификации и аккредитации в трех регионах". Научный руководитель проекта Владимир Буев (ИКЦ "Бизнес-Тезаурус") привел такие цифры: согласно предварительным опросам, 600 малых и средних предприятий в Москве, Томской и Воронежской областях, примерно 43% структур на получение одной лицензии затратили не более одного месяца, 34% - 1-2 месяца, 11% - 2-3 месяца, 7% - 3-6 месяцев, около 4% - от 6 месяцев до года.
Эти и другие исследования в области лицензирования, регистрации, а также проверок МП финансировались из фонда "Евразия". Смысл таких работ пояснила старший эксперт-координатор фонда Елена Васильева. По обсуждавшемуся на "круглом столе" проекту от Минэкономразвития "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" Е.Васильева отметила, что оценки юристов, экономистов и предпринимателей здесь очень разные. Проект недостаточно доработан, не просматривается особой четкости, но в целом вектор обозначен правильно. Главное - как бы практическое применение не перечеркнуло саму идею данного закона.
Прозвучало на заседании "круглого стола" предложение законодательно закрепить возможность субъектов предпринимательской деятельности не проводить обязательную сертификацию продукции в случае проведения добровольной сертификации. Одновременно - повышать роль и развивать системы добровольной сертификации путем предоставления субъектам предпринимательской деятельности определенных льгот и преимуществ по прохождении ими добровольной сертификации. Предложено также разработать льготный механизм сертификации на основе принятия декларации о соответствии.
По мнению исполнительного директора ИНП "Общественный договор" Анастасии Овсянниковой, основная "недоработка" предлагаемой "командой" Германа Грефа новой редакции закона "О лицензировании..." в том, что там предусмотрено всего лишь 90 видов лицензируемой деятельности и запрещено расширение данного списка путем самовольного выпуска различных подзаконных актов. Большая часть госструктур не согласилась с лишением их такой "вкусной" кормушки.
Участники дискуссии пришли к выводу: проект "команды" Грефа пока что "сыроват". Хотя, как отметил президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, направление взято верное; немаловажно уже то, что проект был поставлен на повестку "круглого стола" и никого из его участников не оставил равнодушным. Действительно, в этой сфере надо разбираться, наводить порядок. Взять, к примеру, такой вопрос. Практически все стандарты в СНГ остались от бывшего СССР. Горизонтальные хозяйственные связи между экс-республиками едва только налаживаются, и если сейчас "рубануть" по ним этим вариантом готовящегося закона, последствия будут крайне нежелательными.
Владимир Вожич