Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Куда нацелен вектор политической воли?

В конце апреля прошла конференция предпринимателей Москвы и Московской области “Бизнес и власть”.

Целью конференции, согласно декларации ее организаторов, являлось выявление аспектов взаимодействия власти и малого и среднего бизнеса в Москве и Московской области, обсуждение существующих проблем предпринимательства, путей их решения и возможности консолидации предпринимателей для решения поставленных целей и задач.

В числе организаторов и участников конференции: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Международный институт гуманитарно-политических исследований, холдинг “Тезаурус”, объединения и профсоюзы предпринимателей, структуры поддержки малого бизнеса, ряд коммерческих и некоммерческих организаций, политических партий, депутаты Государственной Думы.

В связи с конференцией интервью нашему корреспонденту дал президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Викторович Буев.

- Хотелось бы узнать, что послужило поводом для проведения конференции “Бизнес и власть” и какие цели преследуют ее организаторы?

- Поводов для проведения конференции даже не один, а два. Первый - это то, что, как известно, Правительство России подготовило и направило в Думу пакет документов, направленный на дерегулирование экономической деятельности. В Думу внесены три законопроекта: по регистрации юридических лиц, по лицензированию и по контрольной деятельности. На подходе еще ряд законопроектов. Так как все эти законопроекты направлены на облегчение предпринимательской деятельности, то настало время самим предпринимателям обсудить эти проекты, что и следует из темы самой конференции “Бизнес и власть”.

Второй повод, который пока еще недостаточно “раскручен”, - это то, что в скором времени в Государственной Думе предстоит обсуждение новой государственной программы поддержки предпринимательства. Это единственная программа в стране, которая принимается Думой. Сейчас эта программа находится на стадии “обкатки” в различных министерствах и ведомствах. Она еще даже не внесена в правительство. Но сам проект программы готов. В программе, по сравнению с ее прошлыми вариантами, появилось очень много новых моментов. Я являюсь руководителем группы разработчиков этой программы. И мы, разработчики программы, надеемся, что все новые и, на наш взгляд, положительные моменты в новой программе найдут понимание и одобрение как у депутатов, так и у сообщества предпринимателей. Одной из главных задач проведения конференции “Бизнес и власть” как раз и является обсуждение путей и перспектив развития малого бизнеса в России на ближайшие годы.

- Считаете ли вы, что наметились изменения в отношениях между новой политической властью в России и отечественным предпринимательством?

- У меня есть ощущение, что отношение власти к малому бизнесу начинает меняться. Появляется какая-то политическая воля. Ведь обычно как происходит на таких конференциях: собирается народ, представители союзов предпринимателей, профессиональных союзов, структур поддержки предпринимательства, поговорят, поплачутся, выработают какое-то решение - и разойдутся. И все. Нет политической воли. Все знают, что надо делать “в общем”. Знают, какие административные, бюрократические барьеры надо снимать, что делать, чтобы малый бизнес начал выходить из тени. Знают, что делать, чтобы как можно больше людей вовлеклось в предпринимательство. Похоже, что что-то стало меняться. В ближайшее время станет видно, насколько эти наметившиеся тенденции будут реализованы в жизни. Я думаю, что в течение года, полутора лет должны произойти изменения, результаты которых будут ощутимы для малого бизнеса. Если же этого не произойдет, то....

- Владимир Викторович, вы известны как специалист, который многие годы занимается исследованием проблем бизнеса. Считаете ли вы, что в развитии малого бизнеса в России наступил застой, люди разочарованы, выходят из “дела”, сокращается число малых предприятий?

- По большому счету, я не считаю, что малый бизнес и сейчас, и несколько лет назад, в том числе и после дефолта, не находится и не находился в каком-то застое, кризисе. В чем суть дела? Большая часть малого бизнеса погружена в теневую экономику. По нашим исследованиям, это от 50 до 90%. Сейчас, в том числе “благодаря” задействованному административному или правоохранительному “ресурсу”, бизнес стал потихоньку из теневого сектора выходить. Обозначились слабые тенденции роста доли малого бизнеса в ВВП. Это не значит, что стали больше производить. Хотя, конечно, отложенный эффект девальвации рубля, без сомнения, еще действует. Но главное, больше продукции и услуг производится “в открытую”. Из теневого сектора стало выходить то, что и так производилось как валовой внутренний продукт. При предыдущей системе власти экономика востребовала именно такое количество продукта и такое количество предприятий. В кризисе был не малый бизнес, в кризисе была экономика. Если востребует новая система власти и выстраиваемая ею система экономики, которая сейчас меняется существенно, гораздо большую прослойку малого бизнеса, то тогда и может начаться развитие и расширение малого предпринимательства.

Что касается количественного уменьшения малых предприятий, то я думаю, что на самом деле на протяжении нескольких лет происходила стабилизация. По данным объективной статистики, количество малых предприятий в России колебалось в пределах статистической ошибки. Где-то учли, где-то недоучли... Все цифры находились в пределах от 750 до 850 тысяч. Это вполне естественный процесс. Если бы вместо 800 тысяч стало 400 тысяч, то тогда действительно можно было бы говорить о кризисе.

Беседовал Евгений Серый

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости