На географической карте очень мало богатых и здоровых, и сосредоточены они в известных границах западного мира. Бедных и больных больше, и они с завистью поглядывают на хорошо охраняемые острова процветания и пытаются туда проникнуть любой ценой. Бедные сами виноваты: у них нет предпринимательской жилки, работать они не хотят и не любят. Пора списывать их со счетов. Они (включая Россию) и так уже давно за 101-м километром. В начале прошлого века это принято было объяснять религиозными корнями.
Англосаксонский мир, протестантский по происхождению, умеет работать и зарабатывать, поскольку успех в этом мире у них ассоциируется с избранностью в мире ином. Конфуцианство тоже вполне поощряет предпринимательскую находчивость. Иудейский мир - в силу многолетних запретов на какие-либо занятия, кроме презренного ростовщичества, - поднаторел в банковском деле. А вот традиционные христиане - католики, и в особенности православные, - отстали, поскольку стяжательство их религией не одобряется. У мусульман и вовсе запрет на взимание процентов, и поэтому зарабатывать им приходится в обход закона.
Русская врожденная деловая несостоятельность (т. е. раздолбайство) долгое время была одним из любимых аргументов интеллектуалов-западников - начиная от самого Петра Яковлевича Чаадаева. Под этим всем есть и научная база. В развитых преуспевающих обществах ценности развивались по двум направлениям, говорят социологи. Во-первых, от патриархально-семейных к индивидуалистическим, во-вторых, от вынужденного зарабатывания на хлеб к свободной творческой самореализации. Где больше творческих индивидуалистов, там и богаче. А больше их в скандинавских странах, Британии, США, Австралии и др. Антиподы этих счастливцев - патриархальные неудачники, вынужденные кормить многочисленных детей, - живут в "исламском поясе", в Азии, Африке и России. Это результаты одного из исследований, проводившихся в 1990-е гг. в рамках международного проекта World Values Survey. Россия там безнадежно отставала - особенно по части самореализации. Но вот Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства обнаружил, что русские не такие уж пропащие души, а вполне нормальные. По крайней мере, если судить по приведенным выше представлениям о нормальности. Распространенное внутри Садового кольца мнение о том, что за пределами Садового кольца бизнеса и бизнесменов никто терпеть не может, неверно. К малому бизнесу позитивно относятся 82% опрошенных; к крупному промышленному - 53% ; и только банкиров не очень любят - менее 50% положительных оценок.
Как отмечают авторы исследования (оно называется "Предпринимательский потенциал российского общества") , россияне позитивно относятся к тем, кто "крутится". Но речь идет не только о взгляде со стороны: около 20% опрошенных либо являются предпринимателями, либо готовятся ими стать. И с ценностями тоже все в порядке: более 50% говорят, что готовы потратить жизнь только на интересную работу; более 50% - что жить в меняющемся обществе трудно, но интересно. Есть и еще несколько обнадеживающих цифр.
Одним словом, несмотря на чудовищные условия для предпринимательства, люди понимают тех, кто крутится, и сами тоже готовы крутиться. А разговоры о культурах, религиях и ценностях интересны и хороши только для гостиных. Почему англосаксы богаче индуистов, мусульман или православных, непонятно и не будет понятно никогда. "Инью-янью и прочей дрянью" это не объяснишь. Надо попробовать фэн-шуй.
Максим Трудолюбов