С вступительным докладом на форуме заместителя секретаря Совета безопасности РФ Вячеслава Солтаганов, предложивший искать решение проблемы обеспечения экономической безопасности путем повышения ее конкурентоспособности. Ключевыми моментами в повышении конкурентоспособности он определил привлечение внешних и внутренних инвестиций, а также развитие малого и среднего предпринимательства. "Это позволит экономике нашей страны не зависеть от колебаний внешнеэкономических конъюнктур", - заявил Солтаганов. Наметив общие подходы к проблеме, замсекретаря Совбеза удалился, предоставив участникам конференции возможность самостоятельно искать ее решение.
Президент консорциума "Независимый инвестиционно - стратегический центр" Юрий Андрияшин, поддержав тему, заявил, что конкурентоспособности российской экономики, ее привлекательности для внешних инвестиций призван содействовать переход на международные стандарты отчетности. Это, по его словам, обеспечит прозрачность бизнеса, а значит, сможет привлечь зарубежного инвестора.
"У нас достаточно и своих денег, нам совсем не обязательно привлекать деньги со стороны", - возразил профессор МГИМО МИД РФ Александр Булатов. Он объяснил, что по сравнению с другими странами размер валовых сбережений в России достигает в год рекордных 30-32,8% от ВВП. При этом инвестициями становятся только 21,1% от ВВП, а 15 млрд. рублей составляют "отрицательное движение капитала" - уходят за границу, сказал Булатов. Главной причиной такого положения экономист видит в валютной политике государства. "Правительство борется за слабый рубль в интересах экспортера, в результате получает ненадежность денег и банков из-за инфляции и полную незаинтересованность граждан инвестировать средства в экономику", - заявил Булатов. Предприниматели дружно отметили, что повышению инвестиционной привлекательности отнюдь не способствует уровень налоговой нагрузки на бизнес. По их словам, из-за налогового пресса уводится "в тень" как минимум 42% всего фактического оборота среднего и малого предпринимательства.
Как заявил генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев, наибольшим "злом" для бизнеса является высокая ставка единого социального налога. "Необходимо освободить от налогов инвестиции и снизить налоговое бремя для предпринимателей.
Пусть в стране развивается бизнес!" - призвал директор экономики РАН Леонид Абалкин. Его охотно поддержали все участники конференции, но от каких-либо конкретных предложений, нацеленных на реализацию заявленной цели, воздержались. Периодически появлявшиеся на трибуне представители правительства в дискуссии участия не принимали, констатировали в своих докладах наличие проблем в экономике без каких-либо намеков, кто и как будет их решать. Присутствующие на конференции парламентарии вовсе отмалчивались. Даже тогда, когда в их адрес из уст предпринимателей звучали обвинения в том, что большинство законов разрабатывается без участия тех, кто потом должен их исполнять.
По словам эксперта думского комитета по безопасности Марины Кареловой, это давняя "боль" предпринимателей: призванные решить проблему защиты бизнеса, законы оказываются далеки от реальных условий, в которых существует этот самый бизнес. "Большинство законов либо рамочные, либо написаны для ведомств", - посетовала Карелова.
В качестве примера неэффективности генеральный директор иформационно-консультативного центра "Бизнес - Тезаурус" при НИСИПП Олег Шестоперов привел закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Он отметил, что число проверок со стороны контрольно-надзорных органов увеличилось, несмотря на то что закон должен был сократить их. Согласно закону о защите прав предпринимателей, разрешение на дополнительные проверки должно "подкрепляться" предъявлением бизнесмену поступивших сведений о нарушениях и подписями ведомственного начальства. Однако закон не определил формы ни бланков разрешения, ни журнала учета, также осталось непонятно, кто и как должен вести эти записи, кто из должностных лиц имеет право подписывать разрешения на проверки, как разграничены функции между местными органами надзора, областными и федеральными. Кроме того, обратил внимание Олег Шестоперов, согласно закону о милиции, положения об оперативно-розыскной работе позволяют проводить проверки коммерческих предприятий в интересах работы правоохранительных органов, что позволяет им превышать свои полномочия в рамках закона.
Ближе к концу конференции ободренные или, наоборот, огорченные отсутствием дискуссии с властью предприниматели начали восклицать: "О чем мы говорим? Ведь понятно, сейчас легче не надеяться на власть, а иметь в хороших знакомых какого-нибудь чиновника, судью или хотя бы милиционера, вот вам соответственно и весь крупный, средний и малый бизнес". Прозвучала даже минимальная цифра "административного ресурсообеспечения" - от 6 млрд. долларов в год только от средних классов предпринимательства.
При этом, как отметил гендиректор НИСИПП, господдержка бизнеса составляет не более 50 млн. долларов в год. Буев сообщил аудитории, что в ближайший месяц эксперты института направят в Минэкономразвития свои предложения по развитию предпринимательства. Правительству предлагается, в частности, разработать и реализовать программу реформирования контрольно-надзорных органов по распределению функций на уровнях власти, привести в соответствие с законом о защите предпринимательской деятельности "смежное" законодательство, ввести налоговые льготы для саморегулируемых организаций в качестве стимула их развития.
В беседе с корреспондентом БПИ директор Российской академии бизнеса и предпринимательства Олег Горбулин заявил, что по итогам конференции будет подготовлен доклад, который отправится в правительство. "В докладе эксперты академии постараются изложить объективную точку зрения на стратегию экономического развития. Мы надеемся, что чиновники пойдут нам навстречу", - сказал он. Не исключено, что власти все-таки прислушаются к мнению деловых кругов. Пока же "взаимодействие" государства и бизнеса больше напоминает союз глухонемого со слепым.