Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Москве грозит насильственная легализация

Разобравшийся с рынками Юрий Лужков теперь займется выводом из тени мелкого бизнеса. Правительство просто не оставило ему выбора, настаивая на отмене налога с продаж. Известно, что московский градоначальник, может, и топорно, грубо и не по-европейски, но сократил долю рынков в пользу супермаркетов. Результат налицо. Не секрет, что основными плательщиками налога с продаж являются как раз крупные торговые сети, которые только готовятся к выходу в регионы, а пока торгуют в двух столицах и в московской области. В последней, кстати, всего лишь в силу того, что перенос торговых площадей на 500 метров за пределы МКАД позволяет экономить, мягко говоря, существенные средства на арендных и прочих платежах.

Результатом этой и аналогичной проводимой в Петербурге политики и стали дивиденды в виде двух третей общероссийских сборов налога с продаж, которых столицы с 2004 года лишатся. Понятно, что инициатива правительства об отмене налога с продаж понимания у московских властей не вызвала. "У кого-то в Госдуме еще сохраняются идеи о сохранении налога с продаж, но эти депутаты сегодня в меньшинстве", - заявил на днях вице-премьер Алексей Кудрин. Под "кем-то" вице-премьер подразумевал фракцию ОВР, которая, несмотря на то что формально является частью проправительственной "Единой России", находится скорее под влиянием Лужкова, а не Бориса Грызлова. И, соответственно, будет солидарно голосовать против отмены налога.

Сама по себе ситуация довольно странная. Дело в том, что этот налог был признан незаконным Конституционным судом, более высокой судебной инстанции в России нет, так что, по идее, вопрос закрыт. Но нет. То, что решение высшей судебной инстанции теперь должна подтвердить и власть законодательная, в общем, никого, включая вице-премьера, не смущает - ну так, закон, как известно, что дышло. Любопытно другое. Лишив три региона одного из крупнейших источников дохода, федеральные власти пообещали компенсировать им потери за счет перераспределения в пользу местных бюджетов доходов по налогам с малого бизнеса, на моторное топливо и имущество предприятий. В сумме они не покрывают величины потерь от отмены налога с продаж, а доходы от последних двух являются более или менее постоянными. Иными словами, трем регионам предложили покрыть свои издержки от снижения налогов в общенациональном масштабе за счет малого бизнеса.

Между прочим, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИИСИПП), две столицы, а также Мособласть по объему произведенной малым бизнесом продукции занимают первые по России места - даже с учетом межрегиональной разницы в ценах на основные товары. Лидируют эти регионы и по объему инвестиций, произведенных малыми предприятиями в основные фонды, и по приросту объемов товарной продукции малого бизнеса на душу населения. Достигнуты эти успехи до смешного простыми методами. Москва, Питер и Московская область занимают последние места в общероссийском рейтинге по объему налоговой нагрузки на малый бизнес. По данным НИСИПП, Москва по объему поступлений от вмененного налога на малые предприятия в расчете на жителя находится на 6 месте с конца рейтинга, Мособласть - на 12-м, Санкт-Петербург - на 17-м. Конечно, в этих регионах помимо официальных налогов существуют и неофициальные поборы - например, "добровольные" пожертвования префектурам в столице, которые, собственно говоря, и загоняют малый бизнес в тень. Но, интересно, в каких регионах их нет, а малый бизнес не находится в тени?

Решением этой проблемы и предстоит заняться Лужкову. Во всяком случае начиная с 2004 года, чтобы не потерять в доходах, столичному градоначальнику придется придумать, как изменить ситуацию в пользу бюджетных доходов, сократив долю поборов. И тем самым поспособствовав выходу малого бизнеса из тени. Прямая материальная заинтересованность московского правительства позволяет надеяться, что эта проблема будет решена. В пользу этого тезиса - и пример с рынками. Действительно, ведь смог же Лужков, прямо заинтересованный в получении налога с продаж, придушить нецивилизованные формы торговли в Москве. После чего этот опыт начал сам себя тиражировать: окрепшие в столицах торговые сети начинают региональную экспансию, сокращая долю "диких" торговцев уже в общероссийском масштабе. К счастью или несчастью, но решение проблем по легализации малого бизнеса станет, вероятно, последним бюджетным заданием, спущенным Лужкову из Минфина. Кудрин пообещал, что с 2005 года пропорции распределения налогов между центром и регионами зафиксируют навечно.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости