Не так давно мы отмечали 10 лет с начала реформ. При этом пришли к печальным выводам: народ обнищал, реальный бизнес не развивается. Как и 10 лет назад, страна живет на нефтяной игле. Почему? В этом попытались разобраться участники конференции «Экономическая безопасность России: стратегия взаимодействия бизнеса и государства», прошедшей недавно в Москве.
Так от кого и от чего мы должны себя обезопасить? По мнению академика Леонида Абалкина, от самих себя, вернее, от нашей разобщенности. Экономическая безопасность страны — триединство государства, бизнеса и науки. Центральная фигура этой конструкции — предприниматель – кормилец страны. Он, касатик, должен быть надежно защищен от криминалитета, иметь возможность быстро получить кредиты, не сомневаясь, что окупить их ему под силу, всеми силами души желать инвестировать средства, которые должны быть освобождены от налогообложения. А этого «прожиточного минимума» государство за 10 лет так и не смогло обеспечить. Вот бизнесмен и мудрит, стараясь выжить. Гендиректор Национального Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев привел данные по теневому обороту: только в одной из отраслей – строительстве из налогооблагаемой базы выводятся средства, в 5–6 раз превышающие официальные платежи. Каковы же тогда совокупные потери?
А ведь собираемость налогов определяет уровень жизни целой армии учителей, врачей, работников культуры, пенсионеров, который даже в условиях регулярной выплаты зарплаты оставляет желать лучшего. Низкая покупательная способность населения ведет к стагнации рынка. А поскольку продукция реализуется плохо, предприятия сокращают объемы производства и рабочие места, снижают зарплату. Такой вот круговорот совершают деньги в нашей стране.
В подтверждение этому вице-президент РСПП Виктор Домбровский привел цифры: «В 2002 году был отмечен самый низкий индекс инфляции. Казалось бы, жить да радоваться. Но реальному производству это ничего не дало. Среди предприятий — членов Союза только 46% характеризуют свое финансовое положение как нормальное. Более 50% из имеющихся мощностей, особенно в машиностроении, «лежит на боку». И это при том, что уже сейчас частный бизнес создает половину валового продукта. В ближайшие 2–3 года экономическое будущее России прояснится: либо она станет провинцией при развитых странах, либо преодолеет негативные тенденции».
Надо бы мобилизовать всех на экономические фронты, но как это сделать, когда чиновники и предприниматели – два враждующих и в то же время взаимопроникающих лагеря? Впервые на столь высоком уровне устами члена бюро РСПП Дмитрия Зимина было озвучено то, в чем власти боялись признаться. На сегодняшний день выстроилась уродливая схема. Крупных предпринимателей «крышует» государство, средних – губернские администрации, мелких – милиция. Чего же тогда удивляться, что «своим» они предоставляют зеленый свет – преференции, льготы по налогам, выгодные контракты и землю, а «чужим» достаются дырки от бубликов. «Чиновники сегодня взяток не берут – старая добрая коррупция отдыхает, — заявил в сердцах Зимин. — Все понимают, что власть и бизнес надо развести. В руках чиновников должны оставаться лишь правоустановление, правоприменение и контроль. И все!».