Буев Владимир Викторович
Генеральный директор Национального Института системных исследований проблем предпринимательства; президент Автономной некоммерческой организации «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» и группы компаний «Тезаурус»; главный редактор делового журнала «Первая гильдия России».
1. Зачем нужны объединения предпринимателей?
Объединения бывают разные. Представляется, что те, которые построены по отраслевому принципу, сегодня более необходимы и эффективны, поскольку здесь возможно более четко артикулировать деловой и профессиональный интерес, который всех объединяет. При «кучковании» по принципу размера бизнеса эффективным защитником (лоббистом) интересов членов объединений почему-то оказывается только «верхний» слой, объединяющий крупнейший и крупный бизнес. Объединения среднего и малого бизнеса, особенно «раскрученные», к сожалению, в сегодняшних условиях либо сильно номенклатурны и политизированы, либо решают собственные проблемы, без учета интересов своих членов.
Предпринимательские объединения нужны только для одного – защиты интересов своих членов: прежде всего для защиты тех прав, которые уже предоставляет законодательство, затем – для влияния на законодательство таким образом, чтобы оно эти права не ущемляло.
2. Какими они должны быть?
Неискусственными. Они должны вырастать снизу и иметь поддержку «сверху» - желательно, а в некоторых (чаще – критических) случаях даже обязательно, но основа, «базовый интерес» должны быть «низовыми».
Первоначально же, как, наверное, и в других сферах деятельности, должно быть какое-то командное «ядро», вокруг которого завертится жизнь и объединение начнет развиваться. Это «ядро» должно быть финансово самостоятельным и не иметь потребности в извлечении дохода из деятельности общественного объединения (прибыль должна зарабатываться в собственных фирмах членов «ядра»), иначе предпринимательское объединение просто не состоится, а превратится в обычную коммерческую компанию с красивым прикрытием в виде названия и некоммерческой организационно-правовой формы.
3. Каковы они сейчас?
К сожалению, большинство объединений в настоящее время является искусственными, созданными «сверху» под определенные политические цели и финансируемые также «сверху», прямо или косвенно из бюджетов различных уровней.
Ряд «объединений малого бизнеса», основанных на бюджетных деньгах, как раз и функционирует как структуры, извлекающие доходы из бюджета или коммерческих операций. Бизнесу от них не холодно и не жарко.
4. Что им уже удается делать?
Включаться и поддерживать «пиар», когда приближаются выборы и у различных уровней власти возникает определенный политический интерес. Это, кстати, тоже плюс – проблемы хотя бы «фонят» в общественном сознании.
5. Что им пока не удается и почему?
Со времени появления легальных форм бизнеса в стране прошло почти 15 лет. Результат, как говорится, «налицо».
6. Что нужно сделать для наиболее полного раскрытия потенциала ОП? Что они могут и должны сделать сами? Чем им можно и нужно помочь?
Лучше просто не вмешиваться в их деятельность, в их развитие. Как идеал – отказаться от бюджетного финансирования в любых формах, что, понятно, сегодня вряд ли возможно (кто же просто так откажется?). Финансироваться объединения должны только за счет членских и целевых взносов их участников, грантов, благотворительных пожертвований, т.е. из небюджетных и некоммерческих источников. Тогда и «заказчиком» работы объединений реально будут их члены, а неэффективная работа объединения по защите интересов своих членов будет приводить к сокращению его членской базы. Появится конкурентное поле для возникновения эффективных, имеющих правильные целеустановки объединений. Кстати, и «поле» станет более конкурентным, не будет разрушаться бюджетными и коммерческими вливаниями в «нужные», но пустые структуры.
В свою очередь развитие рынка, дальнейший отказ государства от ряда функций и передача этих функций на уровень саморегулирующихся предпринимательских организаций само будет приводить к развитию объединений предпринимателей различных масштабов и форм.
Генеральный директор Национального Института системных исследований проблем предпринимательства; президент Автономной некоммерческой организации «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» и группы компаний «Тезаурус»; главный редактор делового журнала «Первая гильдия России».
1. Зачем нужны объединения предпринимателей?
Объединения бывают разные. Представляется, что те, которые построены по отраслевому принципу, сегодня более необходимы и эффективны, поскольку здесь возможно более четко артикулировать деловой и профессиональный интерес, который всех объединяет. При «кучковании» по принципу размера бизнеса эффективным защитником (лоббистом) интересов членов объединений почему-то оказывается только «верхний» слой, объединяющий крупнейший и крупный бизнес. Объединения среднего и малого бизнеса, особенно «раскрученные», к сожалению, в сегодняшних условиях либо сильно номенклатурны и политизированы, либо решают собственные проблемы, без учета интересов своих членов.
Предпринимательские объединения нужны только для одного – защиты интересов своих членов: прежде всего для защиты тех прав, которые уже предоставляет законодательство, затем – для влияния на законодательство таким образом, чтобы оно эти права не ущемляло.
2. Какими они должны быть?
Неискусственными. Они должны вырастать снизу и иметь поддержку «сверху» - желательно, а в некоторых (чаще – критических) случаях даже обязательно, но основа, «базовый интерес» должны быть «низовыми».
Первоначально же, как, наверное, и в других сферах деятельности, должно быть какое-то командное «ядро», вокруг которого завертится жизнь и объединение начнет развиваться. Это «ядро» должно быть финансово самостоятельным и не иметь потребности в извлечении дохода из деятельности общественного объединения (прибыль должна зарабатываться в собственных фирмах членов «ядра»), иначе предпринимательское объединение просто не состоится, а превратится в обычную коммерческую компанию с красивым прикрытием в виде названия и некоммерческой организационно-правовой формы.
3. Каковы они сейчас?
К сожалению, большинство объединений в настоящее время является искусственными, созданными «сверху» под определенные политические цели и финансируемые также «сверху», прямо или косвенно из бюджетов различных уровней.
Ряд «объединений малого бизнеса», основанных на бюджетных деньгах, как раз и функционирует как структуры, извлекающие доходы из бюджета или коммерческих операций. Бизнесу от них не холодно и не жарко.
4. Что им уже удается делать?
Включаться и поддерживать «пиар», когда приближаются выборы и у различных уровней власти возникает определенный политический интерес. Это, кстати, тоже плюс – проблемы хотя бы «фонят» в общественном сознании.
5. Что им пока не удается и почему?
Со времени появления легальных форм бизнеса в стране прошло почти 15 лет. Результат, как говорится, «налицо».
6. Что нужно сделать для наиболее полного раскрытия потенциала ОП? Что они могут и должны сделать сами? Чем им можно и нужно помочь?
Лучше просто не вмешиваться в их деятельность, в их развитие. Как идеал – отказаться от бюджетного финансирования в любых формах, что, понятно, сегодня вряд ли возможно (кто же просто так откажется?). Финансироваться объединения должны только за счет членских и целевых взносов их участников, грантов, благотворительных пожертвований, т.е. из небюджетных и некоммерческих источников. Тогда и «заказчиком» работы объединений реально будут их члены, а неэффективная работа объединения по защите интересов своих членов будет приводить к сокращению его членской базы. Появится конкурентное поле для возникновения эффективных, имеющих правильные целеустановки объединений. Кстати, и «поле» станет более конкурентным, не будет разрушаться бюджетными и коммерческими вливаниями в «нужные», но пустые структуры.
В свою очередь развитие рынка, дальнейший отказ государства от ряда функций и передача этих функций на уровень саморегулирующихся предпринимательских организаций само будет приводить к развитию объединений предпринимателей различных масштабов и форм.