С 1 января 2003 года введены в действие 2 главы Налогового кодекса РФ: «Упрощенная система налогообложения» (гл. 26.2) и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (гл. 26.3).
Для анализа изменений, произошедших в деловом климате малого предпринимательства в связи с введением вышеуказанных глав, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Государственной Думой РФ проводит экспертный опрос.
В качестве эксперта от Курганской области выступила президент Курганского агентства поддержки малого и среднего бизнеса– Меньщикова Лариса.
Как следует из ответов эксперта, острота проблемы налогообложения для малого предпринимательства в результате вступления новых глав Налогового кодекса практически не изменилась.
Так, ст. 346.12 п. 3 пп. 14 гласит: «Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %». Кто в декабре 2002 года успел внести изменения в свои учредительные документы, тот с 1 января 2003 года работает на «упрощенке». Всем остальным было отказано в праве применения «Упрощенной системы налогообложения».
Кроме того, «старая редакция» закона (Федеральный закон № 222-ФЗ от 29.12.95 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства») предусматривала право перехода на «упрощенку» поквартально (не успел в 1 квартале внести изменения, работай со второго).
Ныне действующий порядок перехода на «упрощенку» возможен только один раз в год при соблюдении всех условий в том случае, если заявление подано в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик планирует перейти на упрощенную систему налогообложения.
Уже на основании отдельно приведенных примеров можно судить об увеличении налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса после введения в действие новых глав Налогового кодекса по сравнению с ранее действующими.
Надеемся, что исследователь, обобщив полученные результаты экспертных опросов, представит в Государственную Думу РФ дополнения (изменения) в ныне действующие специальные налоговые режимы.