Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес будет бороться за свои права самостоятельно

Для того чтобы защитить малый бизнес от произвола контролирующих органов, мало принять «правильный» закон. Ведь по-настоящему работать он сможет только после правовой и административной реформ.

Во вторник Госдума приняла во втором чтении поправки к закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и в третьем чтении – сам закон в новой редакции. Суть новых поправок в том, что в течение трех лет с момента регистрации субъекта малого предпринимательства в его отношении нельзя будет проводить государственные плановые проверки. Как сказала RBC daily Светлана Гвоздева, зам. председателя думского комитета по экономической политике и предпринимательству, представлявшая депутатам закон в новой редакции, он может быть одобрен Советом Федерации, подписан президентом и вступит в силу еще до конца 2003 года. По словам г-жи Гвоздевой, принятые поправки направлены на дебюрократизацию российской экономики путем устранения чиновничьих препон и должны послужить новым импульсом для развития малого предпринимательства в стране. Правда, руководители общественных организаций, отстаивающих права субъектов малого предпринимательства, говорят, что будучи по своей сути прогрессивным, закон не сможет работать в полную силу из-за существующих противоречий с законами, регулирующими деятельность «контролеров». Поэтому реально действующим инструментом в борьбе субъектов малого предпринимательства за свои права он может стать только после правовой и административной реформ.

Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» вступил в действие 8 августа 2001 года. Согласно ему любая фирма – мелкая или крупная – не может проверяться чаще одного раза в два года (имеется в виду плановая проверка, инициатором которой является сам контролирующий орган). Поправки в законодательство фактически выделяют малый бизнес в отдельный субъект, в результате вводится трехгодичный мораторий для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса. Правда, и базовый закон, и только что принятые поправки к нему оставляют возможность проведения внеплановых проверок,число которых не регламентировано. «Например, если это касается предпринимателя, работающего в сфере потребительского рынка, то в настоящее время для проведения его внеплановой проверки достаточно неанонимного заявления покупателя о том, что он приобрел у этого предпринимателя, к примеру, торт с тараканами. Естественно, в отношении этого бизнеса будет проведена внеплановая проверка», – сообщил RBC daily Владимир Буев, генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Вред частых проверок со стороны контролирующих органов для предпринимателей очевиден. «Удельный вес издержек по любому административному вмешательству для малого бизнеса больше, чем для крупного. Ведь в малом бизнесе каждый из сотрудников фирмы часто выполняет сразу несколько функций, и его отвлечение от работы контролирующими организациями негативно сказывается на деятельности всей фирмы», – сообщил RBC daily Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства. По его словам, губительными являются и поборы, часто сопровождающие эти проверки. «Теоретически «контролеры» могут приходить хоть каждый день. Рекордсменом является одно из малых предприятий, которое в течение года подвергалось проверкам со стороны контролирующих органов 250 раз», – говорит Александр Иоффе. Согласно Административному кодексу, контролировать предпринимателей уполномочены от 50 до 70 организаций, в зависимости от сферы деятельности предпринимателя. «При этом любой орган при определенном стечении обстоятельств может фактически парализовать деятельность субъекта малого предпринимательства», – отмечает Александр Иоффе. Лидируют же в этом списке МВД, пожарная инспекция, местные власти и налоговые органы, которые действуют на основании инструкций и нормативных актов, регламентирующих их деятельность.

Эксперты говорят, что закон «О защите прав юридических лиц…» будет отменять действующие ныне инструкции и нормативные акты, которыми руководствуются контролирующие организации, в части времени проверок. «Иными словами, если проверяющие органы придут раньше установленного законом срока, предприниматель сможет сослаться на этот закон», – сообщила RBC daily Светлана Гвоздева из Комитета по экономической политике и предпринимательству. Владимир Буев согласен именно с такой трактовкой обновленного законодательства. «Закон по своему определению сильнее всех остальных нормативных актов. Если предприниматель хочет воспользоваться правами, предоставляемыми ему этим законодательством, и готов идти в суд, то, как правило, он своего добивается», – говорит Владимир Буев.

Правда, с законами, регулирующими деятельность «контролеров», ситуация в этом смысле сложнее. «К примеру, милиционер, согласно закону «О милиции», имеет право проверять деятельность предпринимателя настолько часто, насколько посчитает нужным», – говорит Александр Иоффе. Из-за того что закон «О милиции» по своему статусу фактически равен действующему закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», в одних федеральных округах России арбитражный суд в случае типичных споров берет сторону предпринимателей, в других регионах в аналогичных же ситуациях – сторону контролирующего органа. «В некоторых регионах соотношение принятых решений – 50:50. И те и другие решения законны, но зачастую, как только возникает прецедент, арбитражный суд в этом регионе в дальнейшем признает правоту только одной из сторон, то есть начинает действовать своеобразное прецедентное право (как в Англии), только не на федеральном, а на региональном уровне», – резюмирует Владимир Буев. Но, к сожалению, правосудие чаще всего встает на сторону проверяющих органов.

Поэтому изменится ли в лучшую сторону ситуация с проверками предпринимателей после вступления в силу закона – пока большой вопрос. «В России принималось очень много законов с хорошими посылами, яркий пример – закон «О контрольной деятельности» в так называемом пакете Германа Грефа. Но, вступив в силу уже два года назад, он практически не действует», – говорит Александр Иоффе. А Владимир Буев предлагает предпринимателям рассчитывать в первую очередь не на букву закона, а на самих себя. По его словам, от «скандально известных» фирм, которые, выступая против незаконных проверок «контролеров», готовы идти до конца, как правило, через какое-то время отстают любые контролирующие органы. «Но большинство предпочитает не ссориться, решать проблемы неформальным порядком – их-то и стригут», – говорит Владимир Буев. Поэтому, для того чтобы закон не оказался защитником прав предпринимателей только на бумаге, а стал действенным инструментом в борьбе субъектов малого бизнеса за свои права, необходимо провести правовую и административную реформы, которые привели бы в соответствие нормы «спорящих» законов и пересмотрели бы права «контролеров», резюмирует Александр Иоффе.


Андрей Сердечнов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости