1 января исполнится год модернизированному и улучшенному варианту упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. Что реально выиграли предприятия и предприниматели, выбравшие этот вариант расчетов с казной? «СБ» проанализировал практику их работы в 2003 году.
Выбор без выбора
Согласно статистике МНС России, большая часть малых фирм, пожелавших перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) в 2003 году, предпочли платить налоги со своей валовой выручки (около 53% предприятий и 77% предпринимателей). Объясняется это довольно просто: для многих выбор этой схемы в качестве объекта налогообложения был просто вынужденным. В первоначальную редакцию главы 26.2 Налогового кодекса РФ, регулирующей применение УСН, вкралась грубая ошибка: было запрещено считать затратами… оптовую стоимость товаров, которые закупают торговые фирмы. И хотя сразу же начались разговоры о том, что эту абсурдную норму следует отменить, а в последний день 2002 года законодатели все-таки исправили свою оплошность, было поздно. Прием заявлений о работе по упрощенке в 2003 году закончился еще 30 ноября.
Выбрать схему «доходы минус расходы» в той туманной ситуации, которая длилась несколько месяцев, рискнули немногие предприниматели, занимающиеся торговлей. И, как показало время, смельчаки выиграли, заметно сэкономив на налогах. Что касается тех фирм, которые заявили о готовности платить 6% с оборота, то в будущем они уже не могут поменять объект налогообложения.
Но одураченными оказались не только торговцы. Многие из руководителей фирм, выбравших 15-процентную ставку, признались, что предпочли этот вариант только потому, что с 2005 года государство собиралось сделать его единственным для всех упрощенцев. Поэтому решено было изначально работать по схеме «доходы минус расходы», чтобы потом не перестраиваться. И опять напрасно: обязательная для всех упрощенцев унификация объекта налогообложения была отменена законом № 117-ФЗ от 7 июля 2003 года.
Вот и выходит, что многие малые предприятия выбрали ту или иную схему УСН не по собственной воле. Говорить об экономической целесообразности перехода на 6%-ную или 15%-ную ставку уплаты налогов в некоторых случаях, увы, не приходится. Тем не менее, уже сегодня можно подвести первые итоги работы в новых условиях. При подготовке этого материала «СБ» опросил руководителей 20 малых предприятий, работающих по УСН, которые поделились своим опытом. Их мнение позволяет сделать совершенно очевидные выводы о том, для какого бизнеса и в какой ситуации выгодна та или иная модель упрощенки.
«Доходная» схема
Схема, когда налогом облагаются исключительно доходы, оптимальна для фирм, имеющих минимальные расходы. Это предприятия сферы услуг, коммерческие учебные заведения, научно-исследовательские коллективы и т. п.
«Доходная» схема привлекает прежде всего максимально упрощенным учетом хозяйственных операций. Ведь доказывать (и показывать) налоговикам свои расходы не нужно. В результате фирмы, которые перешли на 6%-ную схему, теперь чувствуют себя в период сдачи отчетности гораздо более уверенно. Не секрет, что именно оформление расходных документов чаще всего вызывает претензии налоговиков.
– Мы выбрали в качестве объекта налогообложения доходы и очень довольны, – делится своими впечатлениями бухгалтер охранной компании из Москвы. – Недавно у нас проходила плановая налоговая проверка, и я ее даже не заметила: отнесла документы в налоговую – и все. Естественно, никаких ошибок не обнаружилось. Представляю, как бы я нервничала при проверке по обычной системе налогообложения...
Другой очевидный плюс «доходной» схемы: исчезает необходимость хитрить, всеми правдами и неправдами завышая свои расходы. Поскольку налогом облагаются только доходы, то в момент сдачи отчета расходная часть фискалам просто неинтересна.
– По большому счету, 6-процентный вариант является лазейкой для отмывания денег, – комментирует ситуацию налоговый консультант одного из торговых домов. – Она позволяет собственникам предприятия уводить средства из-под контроля налоговых органов и распоряжаться ими по своему усмотрению. Но не стоит забывать, что в любой момент контролирующие органы могут специально проверить осуществленные расходы, и вас могут обвинить в уклонении от налогообложения.
По мнению экспертов, режим «доходной» схемы привлекателен также для компаний с высокими расходами на зарплату. Ее можно использовать в качестве инструмента экономии налогов с фонда оплаты труда.
– Многие руководители фирм, которые по своим показателям не могут перейти на упрощенку, действуют сейчас таким образом. Регистрируют большинство сотрудников компании в качестве индивидуальных предпринимателей и вместо зарплаты выплачивают им вознаграждение по гражданско-правовым договорам. А новоиспеченные ПБОЮЛ, в свою очередь, становятся упрощенцами и отчисляют государству только 6% с дохода, – рассказывает Олег Шестоперов, заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). – Схема заманчивая и очень экономная: вместо того, чтобы держать человека в штате и платить за него государству около 35% ЕСН, а также удерживать и перечислять 13% НДФЛ, работодателю, конечно же, выгоднее, когда казне приходится отдавать всего 6% от суммы вознаграждения.
Теоретически владелец фирмы, зарегистрировавшись ПБОЮЛ, может использовать такую модель и для миниминизации налогов с личных доходов. Вот только последние события в России пугают. Ведь именно подобные манипуляции (правда, еще в условиях старого варианта упрощенной системы) Генеральная прокуратура сегодня вменяет в вину Михаилу Ходорковскому и его соратникам по ЮКОСу, заявляя, что никакую индивидуальную предпринимательскую деятельность они не вели, а просто уходили от налогов. Что ж, каждый решает самостоятельно, стоит ли игра свеч.
Доходы минус расходы
Вариант «доходы минус расходы», соответственно, выгоден фирмам, имеющим достаточно большие расходы. В первую очередь это касается торговли. Но идеально эта схема подходит только для розницы. Как известно, предприятия и предприниматели, которые используют ее, не уплачивают НДС. Поэтому оптовики начали терять своих клиентов-смежников – юридических лиц и ПБОЮЛ, в свою очередь, являющихся плательщиками НДС и требующих выделять этот налог в счете-фактуре, чтобы можно было его предъявить к зачету.
– Когда мы перешли на упрощенку, то с нами отказались работать некоторые фирмы, дававшие около 20% нашего товарооборота, – признает Лангина Шеклачева, главный бухгалтер столичной торговой фирмы «Горизонт». – Но эти потери мы компенсировали тем, что стали больше работать с регионами, тогда как раньше действовали в основном в Москве и Московской области. Мы не жалеем, что перешли на упрощенку – за ней будущее. Я уверена, что на УСН перейдут многие фирмы, просто они пока очень долго раскачиваются.
Как видим, некоторые компании потеря статуса плательщика НДС подтолкнула к освоению новых рынков. Однако здесь, как справедливо заметил «СБ» финансовый директор предприятия, который пока раздумывает, стоит ли использовать упрощенку, кроется одна ловушка:
– При переходе на УСН, чтобы компенсировать оптовым покупателям финансовые потери от невозможности зачесть НДС, придется снизить отпускные цены примерно на 17%. Снижение на 20% (ставку НДС) невозможно, потому что попросту прогоришь, при этом «входящий» НДС у тебя включается в расходы. В итоге, если у предприятия нет запаса рентабельности и его прибыль меньше 15-20% от оборота, то будешь работать себе в убыток. А с другой стороны, если цены не снижать, то станешь неконкурентоспособным.
Но несмотря на все эти неприятные нюансы, лишь немногие опрошенные нами упрощенцы поддерживают идею о добровольной уплате НДС, которую сейчас активно лоббируют в верхах различные предпринимательские общественные организации. Куда сильнее, чем потеря части клиентов, владельцев небольших фирм беспокоит волокита с документами, особенно счетами-фактурами. Ведь обычно у упрощенцев всю работу ведет один главный бухгалтер или у фирмы вообще нет своей бухгалтерии.
– Считаю это предложение нелепостью, потому что тогда теряется сам смысл упрощенной системы налогообложения, – категорично заявил «СБ» директор одного из частных проектных бюро.
Больше всего нареканий со стороны предпринимателей вызывает закрытый перечень расходов, которые можно минусовать из дохода. В него не входят многие значимые для бизнеса статьи.
– Непонятно, например, почему при налогообложении не учитываются расходы на бухгалтерское обслуживание, информационные и консультационные услуги. Не учитываются даже затраты на обучение и повышение квалификации. Кроме того, в перечне расходов есть арендные платежи, но нет коммунальных и эксплуатационных расходов. Следовательно, первые уменьшают налогооблагаемую базу, а остальные, по указанию московской налоговой службы, почему-то должны уплачиваться из собственных средств, – недоумевает директор столичного продуктового магазина.
– Подмосковные налоговики вообще пришли к выводу, что мы можем включать в состав расходов не всю зарплату своих работников, а лишь сумму, уменьшенную на подоходный налог (НДФЛ), – возмущается предприниматель из Зеленограда. – Свою позицию они объясняют так: мол, кассовый метод предполагает учет расходов не по начислению, а по факту осуществления. Значит, можно учесть только фактически выплаченную зарплату, которую персонал получает на руки, за минусом НДФЛ. А то, что этот удержанный с работников налог предприятие отчисляет в бюджет, во внимание не принимается только из-за того, что его нет в перечне расходов! Вот и позавидуешь здесь предприятиям, которые платят 6% с суммы доходов. Во всяком случае, у них таких проблем не возникает.
Что касается плюсов 15-процентной схемы, то все опрошенные предприниматели и бухгалтеры отметили, что на самом деле большинство из них платят налог по минимально возможной ставке, равной 1% от дохода.
– Это выгоднее, чем сразу заплатить 6% с выручки. Главное – грамотно расписать расходы, – поясняет Лангина Шеклачева.
Совсем не простой учет
Что касается упрощения учета и отчетности, то здесь, по мнению большинства наших респондентов, реального упрощения не получилось. С одной стороны, действительно, значительно уменьшился объем представляемых в налоговые органы бумаг (от упрощенцев требуется всего лишь отчет по пенсионным взносам и единому налогу, причем последний занимает всего три листочка, заполнить которые проще простого). Но с другой стороны, требование вести «Книгу учета доходов и расходов» остается, и это создает массу проблем. По словам бухгалтеров, ее заполнение гораздо сложнее и более трудоемко, чем ведение «Книги покупок» и «Книги продаж» вместе взятых. Далеко не всем удалось автоматизировать учет своих хозяйственных операций, в результате индивидуальные предприниматели и бухгалтеры предприятий вынуждены зарываться в бумаги.
– Налоговый учет по упрощенке – это сущий кошмар, – сетует бухгалтер магазина, торгующего спортивной одеждой. – Он сложен не столько по своей сути, сколько по технике заполнения «Книги доходов и расходов». Приходится работать с ежедневными проводками, делать массу расчетов и записей, а для чего – непонятно. Ведь эти данные никто потом толком не проверяет!
Переходя на УСН, многие мечтали освободиться от бухгалтерского учета. Но и эти надежды не оправдались. Лишь один из наших собеседников заявил, что бухучет не ведет и вести не собирается. Остальные назвали массу доводов за продолжение учетной работы. Кому-то бухучет важен для того, чтобы всегда иметь под рукой данные для управленческих целей. Кому-то – для расчета дивидендов учредителям, а также для контроля состояния счетов с контрагентами. Но главное – никто не исключает возможности, что в один «прекрасный» момент фирма может выйти за рамки критериев, установленных для малых предприятий, использующих УСН. По закону, тогда фирме нужно будет вернуться к обычной системе налогообложения. Понятно, чтобы в такой ситуации не мучиться с восстановлением сальдо по всем счетам, ведение бухучета лучше все-таки не прерывать.
Слишком низкий «потолок»
Все руководители предприятий сходятся на том, что лимит годовой выручки в 15 миллионов рублей, установленный для упрощенцев, слишком мал. Это уровень скорее микробизнеса, а не малого бизнеса. Фирмы, применяющие УСН, могут быстро достичь этого потолка и столкнуться с необходимостью вернуться к обычной системе налогообложения. Фактически, законодатели поставили такие компании перед выбором: скрывать обороты, которые естественным образом растут благодаря снижению налогового бремени, или же дробиться на мелкие компании.
Кстати, эти опасения высказывали многие эксперты, еще когда ныне действующий вариант упрощенки только вышел из-под пера законодателей. И жизнь показала, что эти сомнения не были напрасными.
– Многие компании действительно пошли по пути дробления, – говорит Александр Паперно, руководитель комитета по налоговой и фискальной политике «ОПОРы России». – Но это вовсе не значит, что большие фирмы стали превращаться в несколько десятков меленьких фирмочек. Предприятия начали активно выделять из своего состава подразделения, которые способны действовать самостоятельно. Например, именно так сейчас работает весь сетевой бизнес.
– Крупным предприятиям, чьи обороты превышают $50 млн., дробиться невыгодно. Во-первых, потому что есть риск распыления их активов. Во-вторых, слишком велики расходы на управление такими «дочками». Эти издержки могут с лихвой перевесить тот эффект, который даст экономия на налогах, – рассуждает Олег Шестоперов, заместитель генерального директора НИСИПП. – Поэтому обычно большие компании передают небольшим дочерним структурам, например, свои управленческие функции – ведение бухучета, кадровое дело. Это действительно выгодно и удобно.
Правда, нужно заметить: налоговики думают по-другому. Им эта схема жутко не нравится, и они пытаются доказать, что она сама по себе уже является налоговым правонарушением в виде уклонения от уплаты налогов.
Кстати, Торгово-промышленная палата России совместно с НИСИПП в настоящее время подводит итоги опроса, цель которого – узнать мнение о специальных налоговых режимах руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенке. В анкете, которую было предложено заполнить бизнесменам, есть вопрос о том, способствовала ли УСН сокращению теневого оборота. Не секрет, что именно эту цель преследовало правительство при введении этой системы. Предварительные выводы таковы: своей цели государству достичь не удалось.
– Большая часть предпринимателей ответили, что скорее появились стимулы для отказа от «черных» зарплат. А оборот как находился в тени, так и остался. И это понятно: при упрощенной системе оборот – главный объект налогообложения. Поэтому трудно избавиться от соблазна его уменьшить, – комментирует Олег Шестоперов.
Вот и выходит, что УСН облегчила жизнь малому бизнесу лишь частично. С одной стороны, те, кто перешел на этот режим, возвращаться обратно не собираются и отмечают: проблем стало действительно меньше, а отдельные недоработки наших законодателей можно вполне пережить. Но с другой стороны, нельзя сказать, что упрощенка дала толчок бурному развитию предпринимательства. Она предлагает всего лишь новый вариант сбора поступлений в бюджет, но, к сожалению, не устраняет барьеры, в которые уже много лет упирается наш малый бизнес.
Кстати, с 1 января 2004 года прекращает существование налог с продаж, от которого год назад были избавлены упрощенцы. Таким образом, исчезает один из наиболее очевидных плюсов этой системы. И, по сведениям «СБ», многие фирмы, особенно практикующие «доходную» схему, начали раздумывать: имеет ли смысл дальше работать в условиях специального налогового режима?