Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ЗАЧЕМ НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Открывая заседание секции "Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса: роль и перспективы", ее ведущий - президент РАРМП Александр Иоффе отметил парадоксальность ситуации.

С одной стороны, важная роль инфраструктуры поддержки МП очевидна, с другой, - все еще идут дискуссии по поводу того, надо ли тратить на нее средства и ресурсы? Кстати, заметил А.Иоффе, первый зам. главы МЭРТ РФ Андрей Шаронов, выступавший на пленарном заседании конференции, много говорил о необходимости создания благоприятной бизнес-среды, но об инфраструктуре поддержки скромно умолчал. Это уже расхожее место: создайте благоприятную среду, и помощи никакой не потребуется. Но мировая практика говорит о другом, подчеркнул президент РАРМП. Во всяком случае, финансовая поддержка оказывается через разного рода фонды, гарантированные механизмы, через банковскую систему, общества взаимного кредита. А еще есть блоки, связанные с подготовкой кадров для МП, консультированием и бизнес-планированием, бизнес-инкубированием малых предприятий в различных технопарках, производственно-технологических зонах и т.д. Отдельная тема в развитии инфраструктуры - расширение возможностей малых предприятий для выхода на новые рынки, активизация выставочной деятельности, использование маркетинговых механизмов. По мнению А.Иоффе, не существует более эффективных или менее эффективных механизмов инфраструктуры - все могут с успехом быть использованы в той или иной ситуации. И тут важен конкретный опыт регионов.

Об опыте работы Ассоциации организаций предпринимателей Башкортостана рассказала ее председатель Лариса Алексеева. В республике создан фонд поддержки и развития МП, в котором 51% составила доля государства и 49% - доля частных предпринимателей. Ассоциация тесно взаимодействует с Госсобранием Башкортостана, а на последних выборах в Госсовет прошли несколько членов Ассоциации. Это позволило наладить более тесный диалог бизнеса и власти.

Л.Алексеева рассказала: в составе Ассоциации сегодня 37 отраслевых ассоциаций, представляющих промышленный бизнес, строительный комплекс, ассоциацию мебельщиков, парикмахеров и косметологов, участников рынка недвижимости и др. Задачей Ассоциации является налаживание конструктивного диалога бизнеса и власти, а затем и вхождения во власть, что и произошло после выбора членов Ассоциации в Госсобрание. По инициативе Ассоциации организаций предпринимателей принят ряд указов президента Башкортостана, в частности, о создании центров малого бизнеса в республике. Другой указ касался создания производственно-технологических центров. Сейчас их в республике 28, часть из них создавалась по инициативе предпринимателей, часть по инициативе крупных собственников.

Л.Алексеева напомнила: в докладе Евгения Примакова на конференции говорилось о необходимости создания производственно-технологических центров. По ее мнению, тут не нужно "изобретать велосипед" - можно брать готовый опыт Башкортостана, которым Ассоциация готова поделиться. Предприятия, располагающиеся в этих центрах, на определенный срок освобождаются от налогов и на 2 года - от арендной платы.

Гендиректор "ИДС-Маркет", председатель комитета Московской ассоциации предпринимателей Алексей Красновский рассказал о создании сервисных центров, которые ведут эффективную работу, не превращаясь при этом в коммерческие бизнес-центры. Сегодня сервисный центр - это выставочный комплекс площадью порядка 30 тысяч кв. м, включает он телефонно-справочную службу, консультационный центр, организацию поиска клиентов для малых предприятий, которые разместили здесь свои экспозиции. А.Красновский привел такие цифры: 17 компаний через центр взяли в аренду 150 кв. м выставочных площадей. По его мнению, развитие сервисных центров - это перспектива создания единой торговой системы в противовес сетевым системам. Организация торговли через сервисные центры, убежден А.Красновский, будет способствовать тому, что малые предприятия сохранятся, а объем их торговли будет расти. А.Иоффе назвал создание сервисных центров "чрезвычайно актуальным делом". Он отметил, что в Москве такие центры уже действуют в фарфоровой промышленности, создаются в текстильной, готовится открытие центра в полиграфии.

Президент Международной ассоциации "Система ММЦ" Елена Емельянова предложила высказать консолидированное мнение по поводу того, что должно сделать государство, чтобы инфраструктура развивалась. Она назвала неприемлемой позицию тех, кто утверждает: "Не надо помогать - только не мешайте". Такую позицию высказывают и чиновники МЭРТ РФ, и даже лидеры "ОПОРЫ РОССИИ", в президиуме которой есть и крупные бизнесмены, которые, действительно, не нуждаются ни в какой поддержке. Но ведь мелкий бизнес в такой поддержке очень даже нуждается. По мнению самой Е.Емельяновой, инфраструктура нужна, и не только начинающим предпринимателям, но и тем, кто прочно стоит на ногах. Ведь бизнес, особенно малый, очень динамичен, он развивается, ищет новые рынки сбыта. Это то, чем занимаются возглавляемые ею маркетинговые центры. Анализ, который проделали Московский городской центр и РАРМП, показал: в большинстве развитых стран на поддержку инфраструктуры тратятся миллиарды долларов. Мы же ведем речь о 50 агентствах и 60 маркетинговых центрах - на нашей огромной территории, отметила Е.Емельянова, а в небольшой Италии действуют 1200 центров поддержки предпринимательства. "Почти в каждый стране, - сказала она, - есть специальные программы, есть агентства, которые нацелены на увеличение экспортного потенциала МП. Если этим не будут заниматься власти различных уровней, то сколько мы ни говори "халва", во рту слаще не станет. Если ничего не посеешь - ничего и не вырастет".

Е.Емельянова процитировала выступление на конференции одного чиновника, который с гордостью сообщил, что на инфраструктуру МП России выделено 100 млн рублей. И это при том, что в развитых странах выделяются миллиарды долларов. "Если мы не переломим эту ситуацию, - заявила Е.Емельянова, - мы можем прийти к ситуации, когда, глядя на федеральную власть, в регионах начнут закрывать фонды, прекращать финансирование инфраструктуры. Если мы поломаем все, что уже создано, то придется еще 10-15 лет создавать инфраструктуру заново. Прошу задуматься обо всем этом: не будет и опыта, и нечем нам здесь будет обмениваться".

Гендиректор Калининградского фронда поддержки МП Владимир Тимофеев рассказал, что в его области объекты инфраструктуры созданы в 6 городах, в общей сложности затрачено на это 1,2 млн рублей. Центры создавались на базе уже действующих структур поддержки МП. При этом использовалась форма договора присоединения к действующей структуре; в других случаях создавались коммерческие партнерства, в которых участвовали мэрия города (выделение земельного участка), Госфонд поддержки МП и юридическая структура, оказывающая правовые услуги. Эффективность работы центров в новом формате возросла в 7,5 раза.

О причинах слабого использования инфраструктуры говорил председатель комитета по поддержке и развитию предпринимательства администрации Свердловской области Евгений Добильян. Он отметил, что в результате проведенного комитетом обследования работы структур поддержки малого бизнеса выяснилось, что у них проблема с недостатком информации, слабым продвижением своих услуг среди потенциальных клиентов и, самое главное, - недостатком материальных и финансовых ресурсов. Е.Добильян подчеркнул, что добиться повышения эффективности работы структур поддержки можно только тогда, когда их деятельность изначально будет подкрепляться средствами из бюджетов всех уровней. В этом он поддерживает позицию Е.Емельяновой.

Представитель Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев согласился с тем, что инфраструктура поддержки малого бизнеса нужна, но она при этом должна быть, по его мнению, исключительно территориальной - на уровне регионов и муниципалитетов. Федеральные звенья такой инфраструктуры В.Буев считает излишними. Кроме того, он высказал убеждение, что структуры поддержки должны строить свою работу исключительно на коммерческой основе, используя фактор конкурентоспособности. При этом, естественно, государство должно полностью отказаться от финансирования поддержки МП. Единственная форма поддержки малых предприятий, которую В.Буев предложил сохранить на федеральном уровне, - это подготовка и сопровождение исков малых предприятий в арбитражных судах.

Эта точка зрения вызвала живую дискуссию. Председатель Конфедерации товаропроизводителей Кубани Борис Коваленко заявил, что если ставить вопрос об уходе государства от формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса, то тогда бессмысленно говорить об ускоренном развитии всего сектора МП. В инфраструктуре есть и должны оставаться элементы, работающие на самоокупаемости. Но чтобы услуги структур поддержки стали по-настоящему доступными всем предпринимателям - а они больше всего нужны начинающим - инфраструктура должна получать финансовую подпитку из бюджета. Государство не может от этого уходить.

Директор Ростовского регионального агентства развития малого и среднего бизнеса Наталья Крайнова также считает, что не платные услуги, а именно государственная поддержка должна быть гарантированной предпринимателям. В последние годы прекращена разработка и реализация Федеральных программ развития предпринимательства. Это явно сбивает с толку и региональные власти. Не говоря уже о том, что средства на цели поддержки бизнеса из федерального бюджета практически не выделяются. Ростовская область не очень богатая, но по областному закону о поддержке малого бизнеса деньги на эти цели ежегодно выделяются в областном бюджете отдельной строкой, - сказала Н.Крайнова. - В минувшем году было выделено 52 млн рублей - половина того, на что расщедрилось федеральное правительство на всю Россию. Свою инфраструктуру здесь стараются выстраивать по примеру Москвы, где постоянно находятся и деньги, и материальные ресурсы и где имеется к тому политическая воля.

Казбек Дуганов, президент ТПП Северной Осетии, предложил не сводить поддержку к простой раздаче денег, а делать это на основе размещения государственного заказа, что предполагает контроль за эффективным использованием средств.

Несогласие с наметившейся тенденцией ухода государства от формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства высказал и первый зампред правления Федерального фонда поддержки МП Виктор Лисин. Наиболее четко этот уход выразился, по его мнению, в выведении сложившейся системы фондов из числа государственных структур поддержки и прекращении их финансирования из госбюджета. В.Лисин назвал это решение ошибочным на том основании, что только фонды способны кредитовать начинающих предпринимателей. Ни в одной стране мира коммерческие банки не кредитуют тех, кто только входит в рынок и не имеет залогового имущества. Если же фонды не смогут оказывать помощь начинающим, то это означает, что перспектив роста у сектора малого бизнеса просто не станет.

Завершая дискуссию, ведущий заседание секции президент РАРМП Александр Иоффе отметил, что важнейшим моментом в формировании инфраструктуры поддержки бизнеса должна оставаться ее системность. Именно такого понимания инфраструктуры - как взаимосвязанной системы - не хватает многим документам, регламентирующим поддержку МП. Президент РАРМП подчеркнул важность сохранения бюджетного финансирования, особенно для дотационных регионов. А.Иоффе выразил уверенность в том, что надо выработать и эффективные механизмы обмена опытом формирования инфраструктуры, так как, работая разобщенно, предприниматели нередко тратят силы на "изобретение велосипедов", которые в других регионах уже давно изобретены и освоены. Для этого надо организовать регулярный обмен информацией между структурами поддержки различных регионов и муниципалитетов.

В принятой резолюции участники секции отметили, что развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. Малые предприятия не в состоянии на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и инвестициям, маркетинг, исследование конъюнктуры рынка, обучение кадров, приобретение современных технологий, получение и анализ информации и т.д. Поэтому инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства на условиях, отличных от коммерческих.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости