Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес в сфере ЖКХ

Что нужно сделать для того, чтобы малый бизнес пришел в ЖКХ? Варианты ответа на этот непростой вопрос искали участники секции "Малое предпринимательство как инструмент социально-экономического развития регионов и реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства". Ведущий секции - глава администрации города Троицка Виктор Сиднев сообщил, что в настоящее время уже 95% коммунальных услуг оплачивают сами жители города, и только 5% - бюджет.

Если бы мы при помощи бюджетных средств позволяли населению не оплачивать полностью все расходы, то субсидировали бы и бедных, и богатых, сообщил В.Сиднев. Теперь же субсидиями пользуются только бедные. В связи с этим ЖКХ становится очень привлекательной областью для бизнеса. Примерно раз в месяц находятся инвесторы, желающие скупить наши муниципальные предприятия - водоканал, котельную… Конечно, в ЖКХ есть монополисты, но есть и обслуживание собственно жилья. Сейчас настал момент, когда малому бизнесу есть смысл идти в сферу ЖКХ: реформа становится реальностью. В этом году в ряде микрорайонов проводятся конкурсы, в которых ЖЭКи участвуют наравне с частными компаниями. Конечно, есть боязнь, что бизнес становится неподконтрольным муниципалитету, и внезапно фирмы откажутся от обслуживания жилья. Но все же для частных компаний важно не потерять клиента, значит они постараются сделать все, чтобы этого не произошло.

Да, некоторых волнует, не станет ли частный бизнес монополистом в сфере ЖКХ? Например, в Элисте монополистом, диктующим свои условия, оказалась сфера городского транспорта, переданная исключительно в частные руки. И все же во многих регионах совсем другая забота: малый бизнес не только не дорос до роли "коллективного монополиста", но просто не готов работать в сфере ЖКХ. Руслан Кирзыкеев (фирма "Стройпроектсервис", г.Уфа) полагает, что малый предприниматель не идет в систему обслуживания домов просто потому, что нет бизнеса, у которого была бы достаточная материальная база и который занимался бы аналогичным видом деятельности. И если чиновник дает "добро" частным предприятиям на участие в конкурсе наравне с муниципальными, то… не находится таких частных предприятий. Чтобы конкуренция в этой сфере деятельности возникла, должны быть созданы условия для нее. Например, когда в новых домах покупают квартиру жители с одним - очень хорошим - уровнем достатка, то инфраструктура по обслуживанию складывается очень быстро: с одной стороны, люди готовы платить за услуги - и за жизненно необходимые, и за элементы роскоши. Но главное - в новых домах есть помещения для сопутствующих служб. В домах же, где люди проживают уже давно, не только достаток у всех различный, там совсем нет помещений для бизнеса по обслуживанию территории или дома. Вовлечь малых предпринимателей можно только при наличии материальной базы для их деятельности в конкретных домах и кварталах. Нужно определить, где эти службы будут находиться, можно ли использовать для них дворы, пристройки и т.п.

Многих участников секции интересовал вопрос городского заказа в сфере ЖКХ. Насколько он доступен малому бизнесу? На эту проблему обратили особое внимание представители Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Упоминалась хорошо известная многим порочная практика, когда список фирм, допущенных к участию в конкурсе, определен заранее, стоимость предварительной документации для участия в конкурсе необоснованно высока, а отказ делается по формальным признакам - неправильно оформленная таблица, не там поставленная запятая… Не слишком доступна информация о конкурсах, размещенная в различных изданиях. Нет единого Интернет-ресурса по конкурсам. Секция подготовила рекомендации: установить строгую конкурсную основу при размещении муниципальных заказов среди местных производителей, а также привлекать малые и средние предприятия к исполнению госзаказов и муниципальных заказов на уровне 15 % квоты, предусмотренной законодательством. Директор ММЦ "Курган-Москва" Лариса Меньщикова рассказала, что в Кургане удалось получить положительный опыт в этой сфере: большую роль в поддержке малого предпринимательства играет та информация, которая размещена на сайте маркетингового центра.

Руководитель рабочей группы при Общественно-экспертном совете по МП при мэре и Правительстве Москвы Юрий Коротких остановился на проблеме переработки отходов в системе ЖКХ. Эта проблема может быть решена, по его мнению, при помощи малого бизнеса. Необходимо организовать раздельный сбор отходов в приемных пунктах. От бюджета не требуется ничего - деньги будут вкладывать сами предприниматели или переработчики. Заводы готовы переработать и бой стекла, и алюминиевые банки, и бумагу и прочее. В Смоленске такие приемные пункты уже созданы - это целая система. В Москве недавно тоже запущен в работу первый такой пункт. Вчетверо сократился объем вывозимого мусора на этой территории.

В качестве второго ведущего секции - руководитель Департамента господдержки предпринимательства МАП России Надежда Карисалова предложила обратить внимание на то, что решение вопроса о реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от конкретных программ социально-экономического развития данного региона или города. Что может сделать администрация и что может сделать бизнес для развития ЖКХ? Одна из задач местной власти - анализ того, чем регион владеет, создание баз данных, инвентаризация. Важно также определить приоритеты развития региона. А вот конкретные программы социально-экономического развития должны стать общим делом - для бизнеса, структур его поддержки, для местной власти. Депутат городского совета г.Реутова Московской области Валерий Зайцев считает, что реформу ЖКХ надо начинать с "наведения порядка в головах".

- Четыре года я руковожу комитетом по городскому хозяйству и местному самоуправлению, - сказал он. - Сегодня в ЖКХ одна и та же структура собирает деньги, выполняет работы и сама же себя контролирует. В этом корень зла. Однако создание товариществ собственников жилья, которые будут заказывать услуги на рынке и контролировать качество работы, - это до сих пор утопия. Устранять муниципалитет от контроля качества услуг и создания конкурентной среды нельзя: разделение контролирующих, управляющих и оказывающих услуги организаций должно происходить на уровне муниципальной власти. Нужен банк типовых инновационный решений не только для работы малого бизнеса, но и для управленческих организаций, нужны бизнес-инкубаторы, которые помогут создавать малый бизнес для работы в ЖКХ.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости