По прогнозам ученых, в информационном веке бизнесом будут заниматься все. Время «пожизненных контрактов», когда люди уходили на пенсию из компании, в которой проработали всю жизнь, безвозвратно прошло. Значит ли это, что в наемных работниках вдруг поголовно проснется талант предпринимателя? Нет, конечно. Не вдруг и не сразу.
В одном из выступлений профессор Международной школы бизнеса INSEAD Станислав Шекшня отметил интересную тенденцию: на протяжении ХХ века практически во всех странах стабильно наблюдался рост числа людей, которые хотели бы заняться предпринимательством. Изменения в карьерных предпочтениях он проиллюстрировал на примере выпускников INSEAD - школы, в которой традиционно учатся представители многих стран. В 70-е годы для большинства выпускников идеалом карьеры была работа в крупной компании вроде Philips, чтобы, начав менеджером, дослужиться до вице–президента или даже президента. В 80-е годы приоритетной стала другая модель - делать карьеру в консалтинговой компании McKinsey и со временем стать партнером. В 90-е предпочтения отдавались банковской стезе. Сегодня же две трети выпускников становятся предпринимателями. Такого, по наблюдениям профессора, раньше не было.
Статистические данные и многочисленные исследования подтверждают факт распространения «предпринимательской лихорадки», а главное, опровергают популярный стереотип, что лишь несколько процентов населения готовы рисковать и брать на себя ответственность. Что будто бы подавляющее большинство никогда не променяет свою относительно спокойную жизнь «на зарплате» на постоянную «головную боль» собственника.
Ученые говорят, что всему виной ускорение общественного развития: мир стремительно меняется под воздействием новых технологий и новых продуктов. Естественно, создавать изменения могут лишь люди, способные что-то придумать и сделать в нужный момент, то есть по сути своей предприниматели, бизнесмены. Поэтому если человек хочет преуспеть, он прежде всего должен уметь управлять собой. А не перекладывать все риски и всю ответственность на компанию, возможно, не всегда эффективно работающую. Иными словами, надо не ждать пробуждения предпринимательских талантов, а для начала изменить отношение к самому себе и своей деятельности. Рисковать, придумывать, творить - и означает «быть предпринимателем» в широком смысле слова.
По статистике, больше половины компаний прогорает в первые годы своего существования. Разорившись, одни предприниматели начинают новый бизнес, другие подаются в наемные менеджеры. А третьи сами закрывают свою лесопилку и ищут дела масштабнее. Есть ли преимущества у управленцев, побывавших в шкуре собственников, перед «просто» менеджерами?
А он, мятежный, ищет бури?
Валериан Хубулава, генеральный директор УК «Республика», не раз проделывал путь из собственников в наемные менеджеры, хотя, по его словам, терпеть не может на кого-то работать. Сначала его привлекал масштаб бизнеса: своей небольшой компании «Казанские орешки» он предпочел руководство кондитерской фабрикой «Заря» с оборотом 15 млн. долларов, а затем - кондитерским холдингом «СладКо» с уже 100-миллионным оборотом. А потом он вдруг принял предложение владельца «ОМЗ» Кахи Бендукидзе привести в порядок и продать принадлежащий тому пивоваренный завод. «Мне надоела низкая рентабельность кондитерской отрасли, - признается г-н Хубулава. - Да, у пивзавода - небольшой оборот, зато я получил огромное удовлетворение, заработав на его продаже 11 млн. долларов, на 25% больше, чем за него давали. Сейчас меня больше привлекает скорость зарабатывания денег и норма прибыли».
Повышение квалификации – другой серьезный мотив уйти в «наемники». Андрей Бабаев, исполнительный директор Ассоциации страховых брокеров, оставил свою страховую брокерскую фирму ради крупной страховой компании с оборотом на два порядка выше. Взамен, по его словам, получил больше ресурсов для реализации своих амбиций, перспективы быстрого карьерного и профессионального роста. «Чуть ли не 90% своей нынешней квалификации я обязан большим компаниям», – заявляет г-н Бабаев. Бывает, собственник нанимается в другую компанию лишь для того, чтобы поработать в команде ее менеджеров. «В России нет таких возможностей для профессионального роста, как на Западе: нет корпораций, в которых построены системы ротации и эффективно работают корпоративные университеты, - считает Сергей Мартьянов, партнер компании RosExpert. - У нас основной механизм освоения менеджерских компетенций - работа под руководством иностранца или в команде менеджеров с западным опытом».
Успешному собственнику тесны рамки среднего бизнеса, он способен организовывать бизнес-процессы, в которых заняты тысячи человек, и добиваться результатов на национальном уровне. Только такие достижения приносят ему удовлетворение, хотя доход от своего бизнеса он мог получать вполне сопоставимый. Впрочем, если экс-собственник реализует свои амбиции на госслужбе, то его бизнес из тесных рамок «среднего» быстро вырастает...
В основном, идти в «наемники» «хозяев» толкают старые, как мир, мотивы - стремление к самореализации и к более высокому статусу с адекватным доходом. И все же, самый простой и короткий путь из собственников в наемные менеджеры - разорение. По мнению Дины Крыловой, руководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства «Опоры России», в 90-е годы все дружно стремились стать собственниками, а сейчас набирает силу обратная тенденция. «Рост конкуренции и высокие непроизводственные издержки заставляют людей закрывать бизнес»,- утверждает она.
Прежде всего, это касается малого и среднего бизнеса, однако мотив безопасности не чужд и другим группам: ведь переход в «наемники» - это избавление от финансовых рисков бизнеса в обмен на ограничение свободы принятия решений и снижение в перспективе своих заработков.
Один битый = два небитых
После «максимума» 1998 года «исход» собственников идет с разной степенью интенсивности. Например, в туристической отрасли его пик ожидается в ближайшие два года: здесь активно идет консолидация рынка крупными участниками и, по словам Игоря Корепанова, члена Совета директоров Сети Бюро Путешествий «Куда.Ру», небольшие фирмы не выдерживают конкуренции и операционных убытков. Г-н Корепанов объясняет это тем, что далеко не всякий бизнесмен может быть предпринимателем: «В хорошем смысле предприниматель - это экономический авантюрист, который кроме знаний полагается на свою интуицию и не боится идти на значительные риски».
Неудачи в собственном бизнесе не всегда связаны с недостаточной квалификацией, и у бывших владельцев есть целый ряд преимуществ, считает Геннадий Горин, член Совета директоров ЗАО «Графи». Во-первых, это, как правило, инициативная личность с организаторским и другими талантами. Во-вторых, менеджер «с прошлым» хорошо разбирается в механизмах корпоративного управления и не ждет от собственника слишком многого. «Такой человек больше рассчитывает на собственные силы и меньше – на «доброго дядю» собственника, который придет и всех «озолотит»», - говорит г-н Горин
Очевидно, руководители, способные поставить себя на место собственника, действуют эффективнее, чем «просто» менеджеры. «Мне был понятен интерес Бендукидзе избавиться от непрофильного актива, и поэтому я легко принимал решения, - рассказывает Валериан Хубулава.- Я понимал, что завод нужно быстро привести в порядок, «раскачав», поиграть на повышение, а потом – продать. Вовсе не обязательно было три года сидеть «на доле», к чему стремились другие менеджеры».
По общему мнению, бывшие предприниматели легче справляются с проблемами, ведь в своей жизни они не раз наступали на грабли. Менеджер с таким опытом – это своего рода мистер Вульф, «специалист по решению проблем», из фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Обычно именно таких людей и направляют незамедлительно в «район бедствия».
Сколько волка не корми?
Недостатки бывших собственников – это продолжение их достоинств. Эксперты сходятся во мнении, что угрозу представляет как раз их самое сильное качество – предприимчивость. По определению Игоря Корепанова, такой человек - волк по натуре, сильный и хитроумный хищник, и он не любит, когда его «обносят флажками». Тогда он злится, нервничает и может совершить ошибку или прыгнуть «за флажки». И то, и другое доставляет действующему собственнику немало проблем.
Привычка Андрея Бабаева поступать так, как он считает нужным, в роли менеджера ему порой дорого обходилась. «В большой компании согласования идут медленно, а я торопился сделать все быстро, как мне хотелось, а не как это принято, - вспоминает он. – Иногда я шел через голову непосредственного руководителя, и пару раз меня прилично «приложили»».
Екатерина Шавловская, генеральный директор «Авеста Бизнес Консалтинг Групп», осторожно относится к «бывшим»: человек, познавший свободу, будет стремиться к ней снова. «Может быть, он за год поднимет направление, а, может быть, попытается отнять часть бизнеса: уйдет сам и уведет клиентов; ведь это консалтинг, а не нефтяной бизнес», - полагает г-жа Шавловская.
Увести бизнес может любой топ-менеджер, уверен г-н Горин. Экс-собственника на кражу обычно провоцирует ситуация, когда его инициативность не находит должного применения в компании. Сильная личность – это всегда потенциальная угроза: она способна стать действительным лидером компании и осуществить в ней что-то вроде переворота. По мнению Геннадия Горина, нанимая бывших собственников, важно соблюдать принцип достаточности: руководителю отдела логистики не нужно быть универсальным менеджером–харизматиком со связями в Госдуме.
Основной инстинкт
Так стоит ли брать парней «с прошлым»? «Все зависит от конкретного человека, но в любом случае это будет давно знакомый мне человек, - признается г-н Корепанов. По его сведениям, бывшим собственникам гораздо труднее найти работу, чем «обычным» наёмным менеджерам. И почти всегда это происходит «по знакомству».
Опыт предпринимательства работодатели не считают ключевым критерием и преимуществом. «Но если компания находится в ситуации неопределенности, то скорее предпочтут человека именно с опытом собственника», - отмечает г-н Мартьянов. Однако, несмотря ни на что, таких менеджеров в управляющую компанию крупной корпорации не возьмут - им не хватает технологичности. А вот возглавить завод одного из дивизионов корпорации или средний бизнес - это как раз для них.
Конечно, всех насторожит менеджер с неудачным опытом предпринимательства. «Я не возьму человека, который провалил или не смог отстоять свой бизнес, - говорит г-жа Шавловская. - Для меня это значит, что он принимал неадекватные решения или не мог рассчитать силы». Зато она пригласит менеджера, которому в прежней компании дали пакет акций. Для г-на Хубулавы то, как человек обанкротил фирму - удачно или нет, - важнее самого факта банкротства, ведь фирма могла быть убыточной a priori.
Отношение к экс-собственникам зависит от задач, стоящих перед компанией, считает Геннадий Горин. Для решения тактических задач фирмы любят нанимать предпринимателей из той же сферы бизнеса с расчетом на их связи и клиентскую базу. Если компания ориентируется на стратегическую перспективу, то важнее - деловые и моральные качества менеджера.
Многие уверены, что от инстинкта собственника «наемнику» никогда не избавиться, рано или поздно он проявится. Приход человека, мотивацией которого является не общий успех компании, а собственный интерес, способен, по мнению г-жи Шавловской, спровоцировать в компании нездоровую конкуренцию, тем более, если ею руководит женщина. Поэтому она предпочтет специалиста, выращенного в компании.
Работодатели (особенно, большие компании, где функциональные обязанности и должностные инструкции уже расписаны) заинтересованы, на взгляд Игоря Корепанова, в прогнозируемых и управляемых кадрах по принципу «не надо как лучше, надо как положено». Активные и беспокойные «штыки» требуются в нестабильных бизнесах и в бурно развивающихся компаниях, где нужно быстро думать, быстро действовать, и, не дрогнув мускулом, решать проблемы.
Точка зрения
Сергей Мигин, старший эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- Феномен перехода собственников в наемные менеджеры, скорее, характерен для малого и среднего бизнеса. На небольшом предприятии собственник одновременно выполняет и роль менеджера, но с ростом его размеров роли совпадают все реже. В большом бизнесе топ-менеджменту принадлежит около 10% акций крупных корпораций. Благодаря опционам успешные менеджеры постепенно становятся собственниками. Редко, когда крупный собственник является еще и успешным менеджером.
Сказать, сколько предприятий ежегодно разоряется и сколько собственников остается не у дел, трудно. В 2002-2003 гг. наш институт проводил исследование, посвященное малому бизнесу. Согласно ему, средняя продолжительность жизни малого предприятия (МП) в РФ – 5 лет. Около 2% МП существует более 10-ти лет, 9-10% - 10 лет, 25% МП – 6 лет. Около 40% всех МП работает не более 3-х лет.
ТАТЬЯНА ЮРАСОВА